|
4. Предложение директора кондитерской фабрики о сотрудничестве, адресованное
представителю фирмы детских игрушек.
5. Предложение новому знакомому не обижаться по пустякам.
Упражнение 3. Воспоминание о закончившемся сюжете.
Вспомните длительный и важный когда-то для вас жизненный сюжет, который к
настоящему моменту уже закончился. Подумайте, какие ваши психологические
субличности в нем проявлялись (их могло быть несколько, но для вас наиболее
важными скорее всего окажутся одна-две). О каких упущенных моментах вы
сожалеете? Подумайте, к каким психологическим субличностям (вашим, и ваших
партнеров) они относятся? Чего оказалось слишком много? К каким вашим
психологическим "я" относятся эти моменты? Вспомните, были ли вы в эти моменты
каким-либо "анти": анти-экстравертом, анти-интрофилом и т.п.
Упражнение 4. Подготовка к серьезному жизненному сюжету.
Подумайте, какой длительный жизненный сюжет к вам приближается (возможно,
помимо вашей воли). Каких состояний сознания он от вас безусловно потребует?
Какие "анти-состояния" будут ему категорически противопоказаны? Сопоставьте
результаты вашего анализа с результатами выполнения предыдущего упражнения.
Психологические модальности поведения. Поведение человека, у которого активна
данная субличность, естественно назвать окрашенным соответствующей
модальностью; таким образом, в соответствии с четырьмя психологическими "я"
сознания мы имеем четыре психологические модальности: внутреннюю, внешнюю,
демонстративную и наблюдательную. Таким образом, если внимание человека
сосредоточено на его внутреннем мире, то человек будет проявляться во
внутренней модальности; если его внимание сосредоточено на внешнем мире, он
будет вести себя, используя внешнюю модальность; если он транслирует свой
внутренний мир вовне, то он использует демонстративную модальность, а если
занят внутренним восприятием, то в своем поведении использует наблюдательную
модальность. Рассмотрим их подробнее.
Внутренняя модальность свойственна человеку в состоянии грез, или глубокой
задумчивости, когда он почти забывает про внешние обстоятельства и полностью
погружается в себя - во всяком случае, его центральное сознание уходит от
внешних стимулов, а его внешние реакции становятся автоматическими и
неосознаваемыми - или почти не осознаваемыми. В этот момент к нему бесполезно
обращаться - он вас не услышит или не увидит, пока не сменит своего состояния
сознания на внешнее или внимательное.
Внешняя модальность свойственна человеку, занимающемуся внешними делами и
процессами, и увлекающемуся ими до такой степени, что у него нет времени (и
желания) обращаться к себе, то есть в свой внутренний мир. Для внешней
модальности характерны действия человека, обусловленные внешними
обстоятельствами и устойчивыми внешними привычками (позиция: "Я всегда так
поступаю, и ни о чем не думаю при этом"). Часто действия во внешней модальности
имеют отчетливую внешнюю цель - или совершенно спонтанны.
Демонстративная модальность свойственна человеку, выражающему во внешний мир
свои внутренние переживания, идеи, планы и прочие объекты и энергии внутреннего
мира. Пользуясь демонстративной модальностью, человек привносит во внешний мир
нечто большее, чем если бы он был простым функционером или внешним исполнителем,
исполняющим возложенные на него внешние обязанности: он транслирует во внешний
мир энергии и информацию, которые до того были его личной внутренней
собственностью.
Наблюдательная модальность свойственна человеку, становящемуся в позицию
молчаливого свидетеля внешнего процесса, явления или объекта. Он старается при
этом не участвовать во внешних событиях, но по возможности подробно и полно их
воспринимает и запоминает - с тем, чтобы результаты его восприятия могли стать
частью его внутреннего мира - возможно, после соответствующей внутренней
обработки и цензурирования.
Упражнение 5. Определите, в какой модальности выступают авторы следующих реплик
- во время их произнесения, а также во время паузы до или после них (если такая
пауза указана). Если вам неясен контекст и интонация, уточните их по своему
выбору. То же задание для пяти реплик по вашему выбору.
1. - Я считаю, по зрелом размышлении, что согласиться с вами, Кондрат, было бы
с моей стороны стратегической ошибкой.
2. - Мама! Я упал!
3. - (пристально глядя прямо на партнера, медленно расстегивая заколку для
волос) Подожди.
4. - Стой, Никанор, я на тебя еще посмотрю. (пауза)
5. - (после паузы, гневно) Ну и ну, Леонтий!
6. - (долго молча пристально наблюдает за вошедшим гостем) (разочарованным
голосом) А-а, это ты...
7. - (закрыв глаза, мечтательно) Как хорошо, когда человек может быть самим
собой...
8. - (после паузы) Ты здорово смахиваешь на старого боевого кота, Гостомысл.
9. - (многозначительно) Мне нужно серьезно подумать, Дарья. (замирает, подняв
глаза вверх; пауза)
10. - (любовно поглаживая партнера по рукаву) Как хорошо, что ты наконец пришел,
Дорофей. (закрывает глаза; пауза)
Упражнение 6. Подумайте, о какой психологической модальности партнера говорят
авторы следующих реплик, а также пяти реплик по вашему выбору:
1. - А ведь ты бездельник, Виктор.
2. - Творческого начала в тебе маловато, Нектарий.
3. - А сам ты из этой ситуации никак не выкрутишься, Соломончик? Ну попробуй,
|
|