|
тонких телах - атманическом, буддхиальном, каузальном, ментальном, астральном,
эфирном и физическом - должны, по мнению автора, войти в общую культуру XXI
века и стать фундаментом человековедения будущего. Понятия программы
подсознания и эгрегора, описанные соответственно в книгах "Психология
подсознания" и "Общественное подсознание", также, по мнению автора, являются
основополагающими для понимания индивидуальной и общественной психологии, а
следом за ними идут понятия соборной личности и субличности, которые
описываются в настоящей книге. Остальные книги автора читатель может читать
(если его заинтересуют соответствующие идеи и понятия) в том порядке, в каком
они появляются на страницах этой книги, оставив астрологические изыскания
автора "на десерт".
Человек и мир многолики - но если грани мира различаются (на первый взгляд)
отчетливо, то грани человека - его субличности - во многих случаях гораздо
более зыбки и поддаются идентификации и различению порой с большим трудом.
Однако, как говорит индийская философия, высшая мудрость (буддхи) есть в первую
очередь искусство различения, и именно ему и посвящены многие книги автора.
Способность разобраться в себе, различить, назвать и примирить порой
противоположно направленные, но весьма могущественные силы, ведущие внутреннюю
и внешнюю жизнь человека - тонкое умение, приходящее лишь в результате долгой и
последовательной работы человека над собой, требующей, кроме всего прочего,
способности выйти за пределы своей личности и круга лично знакомых людей и
обстоятельств собственной жизни.
Эта книга посвящена человеческой личности и ее граням, которые автор, следуя
западной традиции, называет субличностями. Как определить свои основные и
вспомогательные субличности, как научиться с ними ладить и сокращать количество
внутренних конфликтов, превращая антагонизм в сотрудничество, что такое
самоидентификация, какой она бывает и зачем она нужна - таковы некоторые темы
этой книги. Что же касается индивидуальной философии человека, то развивать ее
как необходимый для жизни инструмент можно лишь при условии определенного
согласия в компании субличностей, составляющих его личность (соборное "я"), а
если такового согласия нет, то у каждой субличности будет своя собственная
философия, и какая из них окажется правильной или действенной, выяснить
невозможно, ибо истинный ответ прост: никакая. Цельная философия бывает только
у цельной личности.
Глава 1
ВИДЫ СУБЛИЧНОСТЕЙ
- Кто там? - спросил Кролик.
- Это я, - ответил Пух.
- "Я" бывают разные, - заметил Кролик.
А. Милн
Такое понятное "я". Употребляя в своей речи местоимение "я", человек обычно не
задумывается о том, в каком именно значении он его использует - вроде бы это
должно быть очевидным. "Ну я - вот он, прямо перед вами и стою - чего же тут
непонятного?" А непонятного немало, и не только профессиональные психотерапевты,
но и обычные люди часто с этим сталкиваются. Вот несколько распространенных
реплик, показывающих, что с понятием "я" дело обстоит не так просто, как это
кажется на поверхностный взгляд.
- Я не знаю, почему я так поступил - наверное, это был не я.
- Я не нахожу себе оправданий.
- Я себе это строго-настрого запрещу.
- Я поймал себя с поличным.
- Я еще должен на эту тему сам с собой договориться.
- Я за собой, увы, не уследил.
- Я плохо себя понимаю.
- И тогда я сказал себе: больше мы так поступать не будем!
- Я вчера взглянул на себя со стороны и многое понял.
Последняя реплика, глазами "простого" человека, вообще довольно странно звучит:
для него совершенно непонятно, чего там можно не понимать. Однако внутренние
драмы, осознанные или нет - основное содержание (а не чисто внешняя канва) не
только внутренней, но и внешней жизни человека. Сложность заключается в том,
что субъекты этой драмы часто не слишком определены, и прячутся в подсознание,
причем иногда довольно глубоко, и настоящее исследование ставит целью помочь
читателю вывести их на свет его сознания - хотя бы частично.
Субличность. Герой нашего повествования - это устойчиво существующая в психике
человека ипостась (аспект) его личности, которая во многих случаях
ассоциируется с той или иной ролью, программой действий или существенным
качеством человека; для обозначения такой ипостаси мы используем термин
субличность; его значение будет постепенно уточняться и раскрываться далее.
Субличности соответствует определенное состояние сознания человека, или четко
очерченная область таких состояний; у развитой субличности появляются свои
этика и эстетика, а также свойственные лишь ей особенности физиологии, осанки,
движений, интонаций и мимики человека. Субличности свойствен определенный
способ видения мира и воздействия на него, а также рамки этого видения и
инструменты воздействия на мир.
Осознание субличности. Субличности могут осознаваться человеком в разной
степени. В зависимости от уровня их осознавания мы рассматриваем два вида
субличностей: явные (осознанные) и теневые (неосознанные).
Явная (осознанная) субличность - это роль, программа или качество, с которым
человек регулярно сознательно идентифицируется (отождествляется), что находит
|
|