|
5б) - (издевательски) Как же - позвонит! Из-ви-нит-ся он! Хренушки! (стил)
(пауза; спокойно) Если извинится - прощу на этот раз. (ког)
Упражнение 3. В следующей сценке определите, какими семантическими формулами -
"подъем" или "спуск" - пользуются действующие лица.
Холостяк Виктор и его диван
Большая комната в квартире старого холостяка Виктора. В центре - круглый стол,
справа у окна - мягкий диван с вытертой обшивкой, напротив - кресло. Виктор
открывает дверь квартиры, входит, снимает зимнее пальто, затем проходит в
комнату и садится в кресло напротив дивана.
В и к т о р. Да, жизнь - это не сахар. (пауза) Ты сколько лет у меня стоишь?
Д и в а н. Пятнадцать. (задумчиво) Время течет быстро.
В и к т о р. Ты мою, что ли, жизнь исчислил? (энергично, возмущенно) Ну, нахал
пружинный! О!
Д и в а н. У тебя сегодня неприятности? (сочувственно) (речитативом) Устал,
бедненький ты мой - так ложись, милый друг, в мои объятия нежные-ласковые, и
забудешься сном волшебным-сказочным.
В и к т о р. (жестко) Нет. (пауза) У меня к тебе серьезный разговор.
Д и в а н. Всегда лучше сначала отдохнуть, а уж потом за серьезные разговоры
приниматься, так исстари повелось. Умойся хотя бы с дороги, чайку выпей
зеленого с халвой.
В и к т о р. Нет, разговор у меня к тебе срочный. (жестко) Пора тебе на покой.
Д и в а н. (иронично) От тебя отдохнуть - это жизни не хватит. (обеспокоено)
Что случилось-то?
В и к т о р. Вот иногда задумаешься о жизни своей - и что-то понимаешь вдруг.
Объявление я сегодня в рекламе увидел: продается новая софа, современная.
Д и в а н. (легко) Старый друг лучше новых двух, дорогой. (серьезно) Ты
понимаешь, что ты сказал?
В и к т о р. (грубо) На свалку тебе пора, вот что. (кричит) Не понял? На
свал-ку! На свал-ку!
Д и в а н. (испуганно) Боже! (после паузы, спокойно) Может, тебе к психиатру
наведаться? У меня завалялся где-то телефончик одного опытного специалиста.
В и к т о р. (спокойно) Ты - на свалку, а у меня после этого новая жизнь
начнется, между прочим. (громко) Понятно, толстый? Новая! Чистая! Молодая!
Д и в а н. Свят-свят! (пауза) Что же, по-твоему, я твою жизнь пачкаю?
В и к т о р. Ты на меня дурно влияешь. А человек - он такой: с кем поведешься,
от того и наберешься.
Д и в а н. Доброта - это Божий дар, говорят. Ну признай: я о тебе забочусь?
Советами помогаю?
В и к т о р. (сквозь зубы) Помогал раньше. (свирепо) А теперь - на свалку! К
крысам! (щелкает зубами)
Д и в а н. Сначала лучше подумать и взвесить свое решение, а потом его
объявлять всенародно. Ты мной так просто не бросайся, Витечка милый.
В и к т о р. (пренебрежительно) Испугал! Черт драный! (пауза; другим тоном)
Зачем ты мне, объясни пожалуйста.
Д и в а н. (просто) Я тебя люблю. (нежно) Глупенький ты, нежный и
чувствительный, сынок ты мой дорогой...
В и к т о р. (кричит) Я вырву тебя из своего сердца, мягкотелый мерзавец!
(пауза) (нормальным голосом) Ну пойми, мне пора выйти из-под твоей опеки, я уже
взрослый.
Д и в а н. (мягко) Дети вырастают постепенно. Ну подумай сам - проживешь ты без
моих советов, преданной любви и заботы?
В и к т о р. Я вижу, ты думаешь, что нет. (пауза) Что ж, я понимаю - против
воли Божьей не попрешь.
Д и в а н. Вот, видишь, как хорошо, когда разум возвращается. Ложись на меня, я
тебя обниму.
В и к т о р. (ложится на диван) Ну, предположим, лег. (пауза) (со стоном
облегчения) Боже, как хорошо!
Д и в а н. Вот видишь, не надо нам ссориться. (мягко поскрипывая пружинами,
напевает) Баю-баюшки-баю, не ложися на краю: придет серенький волчок, схватит
Витю за бочок...
К о н е ц
Упражнение 4. Сочините по две сценки на следующие темы и на одну тему по своему
выбору. Герои сценок должны придерживаться в своих трансляциях указанных формул.
1. Болонка Дуня лежит на подоконнике 1-го этажа и выглядывает во двор, где
бегает складской пес Елизарыч. Он, увидев белоснежную красотку, подбегает
познакомиться.
а) Дуня - "когнитивный подъем", Елизарыч - "когнитивный спуск";
б) Дуня - "стилистический подъем", Елизарыч - "фоновый спуск".
2. Холостяк Виктор и его диван обсуждают тему возможной женитьбы Виктора.
а) Виктор - "когнитивный спуск", диван - "стилистический подъем";
б) Виктор - "фоновый спуск", диван - "когнитивный подъем".
Гладкие и ломаные ответы.
Умелое владение модальными формулами в пределах длинной трансляции дает
возможность человеку строить очень "плавную" коммуникацию, придерживаясь при
этом нужных ему модальностей. Эффект плавности создается использованием в
начале трансляции протагониста фразы в той же модальности, которую в своей
предыдущей трансляции использовал партнер. Такой ответ протагониста называется
(в пределах данной универсальной семьи) гладким. Наоборот, если в начале
трансляции протагониста стоит фраза в модальности, отличающейся от
|
|