|
в новом пространстве... хотя насколько это окажется возможным и
конструктивным, он заранее сказать, конечно, не может. Аналогично, в искусстве
Телец вводит новые формы, материалы, краски, и все это поначалу непривычно,
свежо, занимательно и как бы несерьезно - пока все к нововведениям не привыкают
и не начинают их нещадно эксплуатировать, выделив то, что удобно и эффективно.
Не следует, однако, представлять себе Тельца непременно в пасторальном виде:
ласковым теленочком с мягкой коричневой шерсткой и звонким колокольчиком,
смирно пасущимся на сочном зеленом лугу... Если программа Тельца достаточно
сильна, то социум, предчувствуя большую и тяжелую трансформацию, которую она
ему сулит, в тщетной попытке спасти текущее состояние с рождения лишает
теленочка материнского молока, засовывает его в грязный хлев и снабжает
жестоким пастухом. В результате, несмотря на скудное питание и плохой уход (или
даже откровенно жестокое обращение), вырастает здоровенный бычина с обломанным
рогом, шрамами на шкуре, диким видом и свирепым нравом, способный не глядя
растоптать все, что неосмотрительно попадается ему под ноги. Так, или почти так,
воспринимался государственной властью в России конца 60-х годов музыкальный
"десант" английского ансамбля "Битлз" - при всей его мелодичности и
политической нейтральности он был воспринят советскими органами безопасности
примерно так же, как американскими - русские ядерные ракеты на Кубе. Однако
остроту противодействия новым тельцовским формам следует рассматривать именно
как признак их будущего влияния на среду в целом, - и действительно, песни
"Битлз" прочно утвердились в нашей культуре, так же как и многочисленные
рок-группы с их фанатами, нисколько, несмотря на децибелы, не угрожая
устойчивости государственного строя.
Наверное, самый близкий к тельцовскому архетипу сюжет - это сказка о курочке
Рябе, снесшей золотое яичко. Это вам не волшебная щука, пообещавшая исполнение
желаний - а дальше ничего не известно: то ли обманет, то ли нет, да и какие
желания загадывать, тоже неясно. А тут все конкретно - дальше некуда: лежит
перед дедом и бабкой золотое яйцо, и непонятно, что с ним делать. Дальнейший
сюжет сказки: удавшаяся, хотя и не сразу, попытка профанации тельцовского
влияния и его обезвреживания для среды. Баба била (пыталась утилизировать и
уничтожить яйцо обычным методом) - не разбила (первичная социальная
фрустрация); дед бил - не разбил (усиленная социальная фрустрация, необходимо
вызывающая агрессию); мышка (магический фактор, символизирующий агрессию среды)
бежала, хвостиком (хвост, как и волшебная палочка, - символ жезла власти)
махнула - яичко упало и разбилось. Плачет дед, плачет баба (социум все же
сожалеет о возможной, но ныне утраченной ценности), а курочка (Телец) их
утешает: снесу вам яичко простое, поняла, что творчество на высоком уровне вам
не нужно, сотворю в рамках, доступных социальному пониманию, - типичный для
волшебных сказок счастливый конец.
Большое искушение Тельца заключается в недоведении до конца своей программы.
Дело в том, что его энтузиазм продолжается ровно до тех пор, пока он творит и
оформляет нечто новое и пока не испытывает недостатка в плотных формах и
материалах. Ужиматься, экономить, вступать с окружающей средой в торговые
отношения (я - тебе, ты - мне) - не его стихия, но по мере достраивания объекта
тот частично переходит в режим нормального (а не пробного) функционирования, то
есть под управление трезвой, аккуратной и внимательной Девы, чье влияние
сковывает Тельца, и он норовит уйти, не завершив своих дел, а это впоследствии
очень негативно скажется на фазах осуществления и растворения. В качестве
примера можно привести типично тельцовское занятие: освоение грамматики
иностранного языка. Представим себе человека, который при изучении сего
предмета упустил (всего лишь!) повелительное наклонение: в каком же бедственном
положении окажется он сразу по пересечении границы чужой страны!
Описанный выше шаблон особенно характерен для человека со слабым Тельцом; тогда
вероятна его подмена Девой или даже Козерогом: в последнем случае человек
начинает разрушать объект, еще его не достроив. Такая черта характера, будучи
проявлена в речи, может доводить собеседника до бешенства: только начав
рассказывать о чем-то интересном и важном, он тут же сворачивает тему,
перебивая сам себя замечанием типа: "А впрочем, все это на самом деле неважно и
вам неинтересно", - и никакие уверения в противном не заставят его довести
рассказ до конца.
Ничуть, впрочем, не лучше подмена слабого Тельца Раком: в этой ситуации человек,
вместо того чтобы придумать или сделать что-то реальное, может начать
изобретать некие общие принципы, исходя из которых по идее могло бы быть
устранено данное конкретное затруднение, - хотя совершенно ясно, что в этом
случае нужно найти не принцип, а конкретное решение, и притом побыстрее.
Наоборот, сильный Телец будет склонен подменять собой другие зодиакальные
архетипы, и в первую очередь Деву, Козерога и Рака. Подмена Тельцом Рака может
выражаться в том, что человеку кажется, что легче изобретательно преодолевать
все новые и новые практические трудности, чем ввести в свою психику
одну-единственную, но существенную жизненную ценность (и несколько потеснить ею
остальное). Типичный пример - разнообразные частные болезни, связанные с
неправильным образом жизни человека. Тельцовское поведение - изобретательное
сражение с ними по очереди путем поиска эффективных лекарственных средств,
снимающих неприятную симптоматику. Однако, если требуется существенная и
устойчивая
|
|