|
ли жизненной ситуации; сюда относятся, в
частности, многие "взрослые игры", описанные известным психологом Эриком Берном.
Суть явления заключается в том, что психологический смысл и значимость для
данного человека многих конкретных жизненных ситуаций может существенно
расходиться с их прямыми (социальными) смыслом и оценкой, причем нередко
большой психологический выигрыш сопровождается нейтральным или даже
отрицательным социальным исходом - но последнее человека ("игрока") не волнует.
Для Скорпиона характерны жизненные ситуации с богатым психологическим
подтекстом, развитие которого только и важно для человека, хотя прямо этот
подтекст не обозначается. При этом вроде бы не особенно ответственный сюжет
сопровождается неадекватно сильными и глубокими эмоциями участников: например,
семейное обсуждение содержания фильма, оценка моральных качеств его героев и т.
п. может фактически отражать борьбу членов семьи за свои права, отстаивание
своих ценностей и убеждений, - но происходит это на материале фильма, с героями
которого домочадцы очевидным для всей семьи способом идентифицируются.
Существенная особенность ситуаций Скорпиона - большая определенность и
устойчивость законов тонкого плана, в рамках которых и протекают все тонкие
события, и эти рамки нельзя нарушить, - такова первая заповедь морального
кодекса Скорпиона. Если уж провозглашено: "Мы с тобой одной крови - ты и я", то
наша судьба - общая, пока жив объединяющий нас эгрегор, а он пребудет вечно, то
есть пока Скорпион не сменится Рыбами.
Для Скорпиона (как и для Девы) ключевое слово - работа, но под работой он
понимает преобразование тонкого плана объекта, что для земных знаков может
выглядеть достаточно эфемерным, однако Скорпион не склонен ориентироваться на
их мнение. Скорпион-психолог работает с убеждениями и характером, а не с
конкретными обстоятельствами жизни клиента; Скорпион-экономист разрабатывает
генеральный план развития и общую структуру капиталовложений в экономику, но не
склонен самостоятельно контролировать и проводить конкретные указы и операции;
Скорпион-начальник даст своему сотруднику общие рекомендации и укажет (тоже в
общем виде) границы, в которых следует держаться, и желаемые цели, но не нужно
ждать от него большой конкретизации; Скорпион-ученый - чистый теоретик, успешно
развивающий теорию, основы которой твердо заложены, а методы надежно
апробированы; Скорпион-проповедник предпочтет говорить притчами и иносказаниями,
но его проповедь может оказать на слушающих большее воздействие, чем им
вначале покажется.
Говоря о целях Скорпионов, следует иметь в виду, что они никогда не связаны с
плотным планом, по крайней мере напрямую. Ученый-теоретик развивает свою теорию,
стараясь свести концы с концами, что-то вывести и логически объяснить, всегда
оставаясь в рамках категориального аппарата (языка) своей науки, и тот факт,
что ему удалось применить свои разработки для создания, допустим, нового
прибора, который будет очень удобен для потребителя, в глазах устоявшегося
научного мира не прибавит ему авторитета: практика, глазами Скорпиона, -
внебрачное дитя теории, которого следует несколько стыдиться и говорить о нем
лишь иносказательно.
Примерно так же складываются отношения между искусством (тонкий план) и жизнью
(плотный план). Скорпион покровительствует искусству профессиональному, то есть
находящемуся как бы в самом себе и не связанному с жизнью напрямую. У каждого
жанра есть свои законы, не вытекающие прямо из законов той реальности, которая
отражается в произведении искусства. Дилетанту от искусства кажется, что,
овладев основными символами и формами, из них можно лепить что угодно, - так
пишутся доморощенные стихи на день рождения, любительские картины с натуры и по
воображению и т. п. Профессионализм приходит тогда, когда художник (кисти,
резца, слова), во-первых, овладевает тонкими, но вполне определенными законами,
управляющими жизнью художественной реальности, и творит, им подчиняясь (и их
используя), а во-вторых, получает определенную сверхзадачу, решением которой и
служит произведение искусства. Эта сверхзадача может выражаться внешне
достаточно обыденно (социальный заказ), но для художника она должна звучать как
нечто высшее, горнее, сопровождающееся особым вдохновением и явлением музы
(даймона). Этим Скорпион отличается от Рака, у которого отчетливо выполнимой
сверхзадачи нет, - он только что-то начинает, лишь смутно догадываясь о
продолжении темы.
Серьезное искушение человека с сильным Скорпионом - фиксация на своей серьезной
работе, вплоть до стремления полностью игнорировать реальность плотного плана.
Конечно, каждый архетип инерционен и, если его часто эксплуатировать, начинает
неправомерно расширять сферу своего влияния, но к Скорпиону (и Деве) это
относится в высшей степени. В результате человек ведет себя совершенно
неадекватно, постоянно отыскивая высший или тонкий смысл и пытаясь работать с
ним в ситуациях, когда нужно заниматься непосредственной плотной деятельностью.
Если, например, корабль попадает в бурю, то весьма уместно обращение к богам
ветра и волн (Скорпион), чтобы они его пощадили; но, если боги не помогают и в
результате кораблекрушения моряк оказывается в воде, ему необходимо приложить
чисто физические усилия, чтобы доплыть до берега (Дева), и в этой ситуации
полагаться исключительно на промысел Божий методически неправильно. Пословица
"На Бога надейся, а сам не плошай" как раз и отражает протест народного
сознания против чрезмерн
|
|