|
и представителя закона. Юпитер управляет кровью, печенью, венами, артериями и
бедрами. Его день
— четверг, металл — золото, цвет — желтый, драгоценные камни
— желтый сапфир и топаз.
Юпитер владеет Стрельцом и Рыбами, экзальтируется в Раке (высшая точка —
5° Рака), падает в Козероге (низшая точка — 5° Козерога). Первые пять градусов
Стрельца — его мулатрикона, остальные — свакшетра. Рыбы — полностью свакшетра
Юпитера.
Солнце, Луна, Марс — друзья Юпитера, Меркурий и Венера
— его враги, Сатурн — нейтрален.
ВЕНЕРА, БОЖЕСТВО - ШУКРА, КАВЬЯ, ИЛИ УШАНАС
“Махабхарата” пишет, что “...сыном великого мудреца и праджапати,
прародителя человечества, Бхригу Муни, был мудрый и ученый Шукра, божество
планеты Венеры. Этот мудрый сын, по предписанию самосущего, в виде планеты
обходит мир ради поддержания жизни существ в трех мирах, для пролития и
удержания дождя и для того, чтобы подвергать опасности мир и устранять ее.
Учитель йоги, обладающий великим умом, давший и исполняющий твердый обет
воздержания, мудрый Шукра был духовным наставником демонов и богов”. Шукра
считается сильнейшим из семи сыновей, рожденных Бхригу и его женой Пуломой.
Другое имя Бхригу — Кави, и Шукру называют еще Кавья.
Между богами и асурами с незапамятных времен возникла взаимная вражда за
господство в трех мирах. Тогда боги, стремясь к победе, избрали отшельника
Брихаспати, сына Ангираса, в свои наставники, а их противники — мудрого Ушанаса,
сына Бхригу. И оба брахмана постоянно соперничали друг с другом. Асу ров,
которых убивали в бою боги, Кавья воскрешал вновь, опираясь на силу своих
знаний и используя “мрита-санджива- ни-мантру”, которую поведал ему Шива.
Воскреснув, демоны опять вызывали на бой девов. Но богов, убитых асурами, не
мог воскресить Брихаспати, ибо не знал он науки оживления, сандживани, которой
владел Кавья. И боги предались глубокой печали. Тогда они, мучимые страхом
перед мудрым Ушанасом, пришли к Каче, старшему сыну Брихаспати, и уговорили его
любым путем узнать науку оживления. Кача явился к Шукре и смиренно обратился к
нему с просьбой взять его в ученики. Из уважения к Брихаспати, мудрый Ушанас
согласился обучать сына наставника богов, и тот принял обет воздержания на
тысячу лет. По прошествии пятисот лет Кача сумел добиться расположения Деваяни,
дочери Шукры. И вот однажды асуры узнали Качу. Желая сохранить тайну науки
воскрешения и ненавидя Брихаспати, они убили сына наставника богов. Прекрасная
Деваяни, проведав о случившемся , стала молить своего отца оживить ученика, и
Шукра, применив особые мантры, вернул к жизни Качу. Но мстительные асуры,
выждав, когда сын Брихаспати остался один в лесу, вновь напали на него, убили,
сожгли, растворили пепел в вине и дали то вино выпить самому Шукре. Не
дождавшись Качи, которого Деваяни попросила нарвать цветов для нее в лесу, дочь
Шукрачарии сильно опечалилась. Она вновь обратилась к отцу и услышала в ответ
мудрые слова наставника асуров: “Дочь моя, Кача отправился дорогой усопших, он,
хотя и оживленный моей наукой, убит вновь. Не нужно печалиться, не плачь, о
Деваяни! Подобная тебе не должна скорбеть о смертном. И боги и весь мир
смиряются, когда появляется недоброе знамение”. Но видя безутешное горе любимой
дочери, Шукрачария использовал свою мистическую силу и стал громко звать Качу.
И тогда великий мудрец Кавья, владеющий наукой воскрешения, услышал голос из
своего чрева: “О учитель! По твоей милости память не покидает меня, а сила
моего долгого подвижничества помогает переносить эту ужасную муку. Убитый
асурами, я был сожжен и превращен в пепел, а затем был подан тебе вместе с
вином”. После таких слов Деваяни пришла в полное отчаяние, так как жизнь Качи
можно было вернуть только смертью ее отца. И тогда мудрый Кавья нашел выход из
трудного положения. Он поведал науку воскрешения и священные мантры своему
ученику и распорол себе живот. Возвращенный к жизни чудодейственными мантрами,
Кача оживил мертвого учителя. Очнувшись от потери сознания, Ушанас,
обеспокоенный тем, что вино затуманило ему разум, сказал: “Отныне кто из
брахманов в заблуждении выпьет вино, тот заслужит порицание в этом мире и в
другом, как забывший закон и губитель брахманов. Это порядок, определяющий
границу в поведении и речи брахмана, установлен мною во всем мире”. Кача,
прожив при учителе еще десять сотен лет, с его дозволения отправился к богам и
поведал им науку воскрешения (“Махабхарата”, “Ади-парва”). Так боги сравнялись
в могуществе с демонами и, находясь под защитой самого Вишну, превзошли их.
Пураны описывают, как однажды Шукрачария, воспользовавшись тем, что
Махавишну был недоволен богами, убедил Бали, сына Вирочаны и внука Прахлады,
правившего тогда асурами, вступить в войну с небожителями. В яростной битве
демоны одержали победу и стали править небесами. Боги, один за другим, покинули
свою обитель и ушли в леса. Мать девов Адити была сильно опечалена участью
своих детей, и по совету мужа, мудреца Кашьяпы, стала совершать
двенадцатидневный пост, желая получить милость Вишну. Удовлетворенный ее
подвижничеством, Махавишну согласился родиться сыном Адити, сместить Бали с
занимаемого им престола царя небес и вернуть царство богам. Так, аватара Вишну,
Вамана, под видом мальчика-подвижника, явился перед Бали как беспомощный
ребенок и попросил у царя три шага земли в свою собственность. Шукрачария
заподозрил неладное и посоветовал Бали не выполнять просьбу мальчика. Но Бали
не послушался своего учителя и предложил Вамане, как принимающему дар, выпить
воды из царского кувшина. Тогда наставник асуров превратился в мотылька и
заслонил горлышко кувшина, желая предотвратить поражение асуров. Махавишну,
находящийся в сердце любого живого существа как параматма и потому знающий
|
|