|
точка весеннего равноденствия действительно вступит в созвездие
Водолея. А до тех пор мы будем по-прежнему сталкиваться с труд-
ностями переходного периода — войнами, загрязнением окружаю-
щей среды, голодом и, возможно, природными катаклизмами. Эта
система приблизительна и, быть может, нуждается в доработке, од-
нако ее общая структура наглядно демонстрирует нам закономер-
ности движения человеческой истории.
ВЕЛИКИ Й ЦИКЛ МИРОВЫХ ЭПОХ
Более традиционная точка зрения индуистской астрологии со-
стоит в том, что человечество сейчас находится в Кали-юге, «тем-
ной» эпохе, или Железном Веке, продолжительностью в 432 ООО
лет. Ее начало относят приблизительно к 3102 году до н.э. Следует,
однако, отметить, что это мнение — не более чем умозрительная
гипотеза средневековых астрологов. Против него имеется несколь-
ко существенных возражений — не говоря уже о том, что оно до
неприличия пессимистично! Оно выглядит сомнительным даже с
позиции исторических текстов ведического периода. В древних тек-
стах упоминаются множество царей и мудрецов не только пред-
шествующей Двапара-юги, но и Трета-, и Сатья-юги. Если бы мы
приняли столь колоссальную протяженность мировых эпох, то при-ВЕДИЧЕСКОЕ
МИРОСОЗЕРЦАНИЕ. 6 3
шлось бы считать, что все эти люди жили сотни тысяч, а то и мил-
лионы лет назад!
К примеру, жизнь Рамы (одной из аватар Вишну) относится к
концу Трета-юги, Серебряного Века. В пуранических списках ца-
рей он отстоит от Кришны (следующего земного воплощения Виш-
ну) примерно на тридцать пять поколений. Но если бы Кали-юга
продолжительностью в 432 ООО лет действительно началась около
3100 года до н.э., то Рама должен был бы жить по меньшей мере на
868 ООО лет раньше этой даты, чтобы попасть в Трета-югу столь
грандиозного цикла. А если мы примем прецессионную модель дли-
тельности юг, которую отстаивает Шри Юктешвар, то получится,
что Раме достаточно было родиться незадолго до 3100 года до -
н.э., — а это гораздо более правдоподобная дата.
Впрочем, эта проблема сложнее, чем кажется на первый
взгляд, ибо из коротких циклов слагаются более длинные, и так до
бесконечности. Кроме 25 000-летнего цикла прецессии должны су-
ществовать и другие, более продолжительные циклы, в сотни ты-
сяч и миллионы лет, — точно так же, как наша жизнь состоит из
суточных циклов, вложенных в месячные, которые, в свою очередь,
складываются в годовые.
И в рамках такого более длительного цикла мы действительно
можем находиться в Кали-юге, протяженность которой вполне мо-
жет составлять 432 ООО лет (хотя я не могу с уверенностью гово-
рить ни о ее продолжительности, ни о моменте ее начала). Но в
рамках этой Кали-юги великого цикла мы все же находимся в
Бронзовом Веке цикла малого, в малой Двапара-юге продолжи-
тельностью примерно в 2400 лет.
Нам может казаться, что человечество по-прежнему пребыва-
ет во тьме Кали-юги по той причине, что, как свидетельствуют
Веды, даже в югах Сатья и Трета подавляющее большинство лю-
дей пребывали на материалистическом, или животном, плане бы-
тия, заботясь, главным образом, о достижении обыденных целей,
связанных с семьей, имуществом и личным счастьем. По-видимо-
му, в полной мере вкусить блага эпох света могла только немно-
гочисленная культурная элита — высший, наиболее развитый
слой человечества. Сходным образом обстоят дела и сегодня, ког-
да большинство людей живут на том же эмоциональном уровне,
что и всегда, и лишь немногие на самом деле понимают тайны на-6 4 АСТРОЛОГИЯ
ПРОВИДЦЕВ
уки и техники, хотя пользуются ими все. Впрочем, в действитель-
ности начало Кали-юги великого цикла может относиться вовсе
не к 3102 году до н.э. Мы не располагаем достаточной информа-
цией, чтобы с точностью утверждать, когда именно она началась и
какую ее часть мы уже прожили.
Путаница между малым и великим циклами породила ряд оши-
бок в оккультной версии человеческой истории. Особенно ярко эта
путаница воплотилась в учении Е.П. Блаватской и ее последовате-
лей: они опирались на те индийские тексты, где упоминался более
длинный цикл, а цикл прецессии не признавали вовсе. Поэтому
Блаватская во много раз преувеличила продолжительность древ-
них эпох и отнесла прошлые расы человечества к слишком далеким
временам. С другой стороны, современные историки, невосприим-
чивые к духовному знанию, во много раз преуменьшают сроки су-
ществования древних культур. На самом же деле, по-видимому, та-
кие древние цивилизации, как индийская, возникли в рамках
текущего цикла по меньшей мере десять тысяч лет назад. А текущему циклу
предшествовали более ранние циклы истории, уходящие в
глубь времен на десятки тысяч лет.
Всякой цивилизации трудно признать, что в цикле мировых
|
|