|
ществования. Риши открыли универсальную науку творческого ра-
зума. Они выразили ее на языке мантры — доступного человеку АСТРОЛОГИЯ
ПРОВИДЦЕВ
способа воспроизведения звуковых вибраций космоса, относящих-
ся к истокам творения.
Мантры — это «звуки-семена». Главный среди них — «слог-
семя» Ом, заключающий в себе законы и архетипы, на которых по-
коится функционирование всей вселенной. Применяя мантрическое
знание на разных уровнях, можно постичь во всей ее сокровенной
истине любую область существования. С помощью мантр риши в со-
вершенстве овладели всеми отраслями знания, в том числе йогой,
философией, астрологией, геомантией, медициной, поэзией, изоб-
разительным искусством и музыкой. Знание мантр — это коренное
знание, подобное музыкальному инструменту, вскрывающему все
новые и новые сферы знания с переходом от одной тональности к
другой. В «Майтрияни-упанишаде» (VI. 1) сказано:
«Я» проявляется двояко — как жизненная сила (прана) и как
Солнце. Два у него пути — |один] внутри и [другой] снаружи, кои-
ми ходит оно попеременно днем и ночью.
Солнце — внешнее «я»; жизненная сила — внутреннее «я».
Движением внешнего «я» измеряется движение внутреннего «я».
Но Знающий рёк: кто свободен от греха, чье око обращено
внутрь, для того движением внутреннего «я» измеряется движе-
1
ние внешнего «я».
Древние провидцы постигали движение жизненной силы в теле,
опираясь на знание о движении Солнца. Так была заложена основа
йогической практики. Но в то же время, медитируя на жизненную
силу, они смогли постичь движение Солнца в небесах. Так и мы
сможем прочесть тайны вселенной в своем собственном теле, ког-
да откроется наше духовное око.
Поскольку ведическая наука — это наука духовная, ее средото-
чием, в котором сходятся все ведические дисциплины, является по-
знание «Я», именуемое на санскрите атма-видьей. Ведическая
наука — это наука Самопознания. «Я» — это то единое, через по-
знание которого познается все сущее. Истинное знание — это не
собрание фактов и информации, но то, что открывает нам сущность
вещей. Только одна эта сущность и освобождает ум и преисполняет
сердце, даруя блаженство и бессмертие.
От такого сокровенного Самопознания родилась та мантра, та
сущность космического звука и энергии, которая воплощена и Риг-ВЕДИЧЕСКОЕ
МИРОСОЗЕРЦАНИЕ. 39
веде — старейшей из Вед. Ригведа — это запись учения древних
риши на их собственном языке. В нее они вложили тайный ключ ко
всему знанию. Совокупность ведических мантр — это интуитивный
символический язык, вмещающий все законы космоса. Ведическая
астрология также восходит к Ригведе, и применяемые в ней великие
мантры планетных божеств почерпнуты из этого первоисточника.
Основное значение ведических мантр — это духовное знание и
практика йоги. В своем же дополнительном смысле они связаны с
познанием сотворенного мира. Это, в свою очередь, относится
прежде всего к оккультному познанию — к постижению тонких за-
конов, управляющих всем, что происходит в физической вселен-
ной. Главная из оккультных наук — астрология. Кроме того, веди-
ческие мантры открывают путь к познанию физического тела, как в
Аюрведе — системе ведической медицины. Они заключают в себе
тайну всей эволюции человечества и всей эволюции космоса — от
хаоса Большого Взрыва до состояния абсолютного совершенства,
которого в конечном счете достигнет вселенная.
Величайшим из древних ведических провидцев был, пожалуй,
риши Васиштха. Васиштха — самый знаменитый мудрец Ригведы и
ведической литературы; фигурирует он и в Пуранах, и в тантриче-
ской традиции. Именно к его внуку, Парашаре Шакти, который так-
же был провидцем и узрел некоторые из наиболее эзотерических
гимнов Ригведы, восходят истоки ведической астрологии. Трактат
его школы, «Брихат-Парашара-Хорашастра», по сей день остается
для ведических астрологов книгой первостепенной важности, не-
смотря на многочисленные позднейшие дополнения и вставки, иска-
жающие исходный текст.
Самопознание выходит за границы времени, пространства и
личности. Оно суть знание того сознания, которое предшествует
всем проявлениям и лежит в их основе. А из этого следует, что Са-
мопознание не может быть втиснуто в рамки каких бы то ни было
ограничений и не может являться исключительным достоянием ка-
кого бы то ни было учителя, организации или религии. Централь-
ный принцип ведической астрологии — приоритет внутреннего
знания. Ведическая астрология не навязывает нам внешние авто-
ритеты или убеждения, а стремится открыть перед нами прямой и
непосредственный доступ к знанию. Первый принцип в практике
ведической астрологии — уважение к истинному «Я» во всем су-4 0 АСТРОЛОГИЯ
|
|