|
Возможно ли это? Не просто возможно — иначе и быть
не может! Мир — это огромная Система, в которую мы
вписаны как один из ее элементов. И если этот "элемент"
вдруг меняется, то поменяется и вся Система, она уже не
будет той же самой. Причем изменения происходят в та
ких удаленных от нас аспектах, что это может казаться
даже фантастическим. Именно понимание этого ключе
вого принципа лежит, например, в идее индивидуального
спасения души в буддизме хинаяны (идеал архата).
164
Подход магии не требует понимания и доказательств,
характерных для науки. Именно поэтому магия возникла
еще в архаические времена и по-прежнему остается ме
тодом взаимодействия с миром в случаях, когда научный
подход неприменим. Образно говоря, маг общается с
Миром как с "черным ящиком" в физике — то есть, забо
тясь не о понимании того, что "там внутри", а заботясь
только о практической эффективности. Действие, затем
оценка результата, и затем цикл повторяется, а понима
ние и описание приходит позднее. А когда удачные при
емы и их объяснения накапливаются и передаются даль
ше другому поколению, то возникает магическая тради
ция. Здесь есть очень важный момент — объяснения, ги
потезы, модели имеют в магической практике только вспо
могательную роль по сравнению с самой технологией. В
магии теория всего лишь помогает учиться.
Поясним все это примером. Не так уж мало людей
никакого представления не имеют об устройстве и прин
ципе действия телевизора или автомобиля. Но большин
ству это и не нужно. Если мы делаем что-то впервые, ос
ваивая незнакомое нам устройство, то, формально говоря,
мы совершаем магическое действие. Мы меняем свое
поведение, чтобы добиться определенного результата. Мы
пользуемся архаическим мышлением — нажать здесь,
повернуть это, соединить то.. . И вдруг — получилось! В
следующий раз мы уже наверняка повторим успешный
опыт и, возможно, расширим границы неизвестного. Ну, к
примеру, выясним, что у телевизора есть не только один
канал, а машина ездит не только задним ходом, и что у
нее зачем-то есть руль. А как мы при этом объясняем
принцип действия нашего "черного ящика" — через ра
диоволны, вмешательство духов, лошадей под капотом или
как-то еще — не имеет значения, пока мы не увлеклись
165 своими построениями и не забыли главного: включить,
нажать, повернуть.. .
В отличие от телевизора или автомобиля, которые
требуют действий и "равнодушны" к словам и мыслям,
Мир принимает нас полностью. Мы взаимодействуем с
ним через все, что создает кармические причинно-след
ственные цепочки. Через свои мысли и желания, через
действия, через слова, как через разновидность действия.
Но и ответ от Мира значительно сложнее, чем от телеви
зора или автомобиля. С подачи К.Г.Юнга, для этого "от
вета" закрепился термин синхронизм. Астрологи знают
эту же идею как один из базовых принципов астрологии
— "что вверху, то и внизу; то, что снаружи, подобно тому,
что внутри". Именно потому, что мир нам "отвечает",
вообще возможны астрология, мантика, приметы, созер
цание снов и прочее из того же ряда.
Итак, здесь и далее в этой книге я иногда буду ис
пользовать слово "магия" в упомянутом смысле, за не
имением лучшего термина. Вот пришло время и для фор
мулы. Магия — это коммуникация с Миром при помо
щи символических действий и изменений своего
осознания. И теперь становится понятным, почему в воп
росе о способностях к магии все древние астрологи гово
рили о Меркурии, что совершенно забыто или игнориру
ется современными астрологами-практиками. Разумеет
ся, сейчас недальновидно сводить все к нему одному. На
пример, такой автор как Пиобб (Piobb) считал, что все
люди в той или иной степени способны к магическим дей
ствиям. А способность эта прямо пропорциональна вза
имному соотношению Марса и Меркурия в натальной кар
те. Так, соединение Марса и Меркурия даёт "полную спо
собность безо всякого усилия или старания". А далее идет
градация: от соединения до оппозиции человек "предрас-
166
положен к обрядовой и личной магии". А начиная от оппо
зиции и до соединения — только к "личной магии". Таким
образом, по его мнению, способности человека к магии
|
|