|
йогу и Веданту и их духовные пути реализации атмана и осознания тождественности
души и Абсолюта.
Сами по себе Веды являются древними молитвенными текстами, заключающими в
себе духовную глубину и проникновенный мистицизм. Веды — это прозрения великих
гималайских провидцев (риши), их возраст — свыше пяти тысяч лет. Ригведа —
наиболее фундаментальная из всех четырех Вед — является, вероятно, самой
древней книгой в мире, насколько хватает взгляда в глубину веков. Она несет
коллективную мудрость наших древних высокодуховных предков, погружая нас в мир
древнего человечества и так называемых потерянных цивилизаций, существовавших
до начала исторической эры.
Веды основаны на йогическом подходе к бытию. Про них говорили, что они
получены в состоянии самадхи (внутреннего тождества между созерцателем и
созерцаемым) непосредственно от космического разума. Это делает их
боговдохновенными, авторитетнейшими писаниями, которые находятся за гранью
обычного мировосприятия с помощью ума и чувств. Центральное положение в Ведах
занимает утверждение, что макрокосм пребывает в нашем сознании, которое, в свою
очередь, не имеет временных и пространственных пределов. Мы представляем собой
целую вселенную, которая есть откровение нашего собственного глубочайшего Я.
Ведическая мантра, составляющая основу ведических текстов, представляет
собой особую скрытую вибрацию или знание, заключенное в звуке, которое является
неотъемлемой частью вселенского пространства. В ней содержится ключ к пониманию
космического закона, или дхармы — фундаментальных истинных принципов, на
которых зиждется миропорядок. Эти дхармы являются не просто физическими
законами, но также этическими и духовными принципами, самый известный из
которых — закон кармы. Через ведические мантры мы можем понять свою личную
дхарму, общественную дхарму и, в конце концов, все дхармы вселенной.
Возможно, ведическое знание — это абсолютная наука, так как оно может
приподнять покров тайны над всеми природными феноменами, объединяя внешний и
внутренний уровни и объясняя соответствие между процессами космогенеза и
развитием каждого индивидуального существования. Ведические мантры показывают,
как внешние природные силы — от элементов до звезд — работают внутри нас,
принимая физическую и психологическую форму. Благодаря этому почерпнутому из
Вед боговдохновенному знанию, можно вернуть себя в океан космического сознания,
осознав, что наше бытие есть любовь, свет и блаженство.
ВЕДИЧЕСКАЯ ПРИТЧА
Одним из величайших ведических мудрецов был Атхарва, именем которого была
названа Атхарваведа — один из четырех главных ведических текстов. В более
древней Ригведе, к которой восходит эта история, он уже упоминается как
легендарная личность. У Атхарвы был сын по имени Дадхьяк, который и будет
центральной фигурой нашего повествования.
За свои аскетические заслуги Дадхьяк получил высочайшее знание бессмертия,
«знание меда» (мадху видья), поскольку оно дарит запредельное блаженство.
Дадхьяк получил это знание как особую милость Индры — величайшего из ведических
богов, который, подобно своему греческому собрату Зевсу, является владыкой неба,
владеющим неотразимой светящейся молнией, обрушивая ее на головы своих врагов.
Естественно, это драгоценное знание нельзя было разглашать кому попало, и Индра
запретил Дадхьяку проповедовать его даже другим богам. Индра наложил на
Дадхьяка особую епитимью, предупредив, что если тот вздумает разносить знание
по свету, он тотчас явится и отсечет ему голову.
Естественно, всем богам захотелось получить это знание, которое можно было
бы использовать для утоления своих безмерных желаний. Среди всех богов самыми
любопытными и деятельными оказались Ашвины — юноши-близнецы, или кентавры,
также являвшиеся врачами, или целителями богов. У Ашвинов уже имелись все
магические знания, кроме этого тайного учения, без которого все их целительные
способности оказались бы неполными. Поэтому их желание раздобыть его было
неуемным и, чтобы сделать это, они должны были бы применить все свои умения и
хитрость. Ашвины пришли к мудрому Дадхьяку и стали его упрашивать поделиться
сокровенным знанием. Дадхьяк предсказуемо отвечал им: «Я не могу, иначе бог
Индра, перед которым даже вы преклоняетесь, отрубит мне голову». Но Ашвины, не
отступившись даже от страха перед Индрой, ответили: «Это не беда. Мы сможем
получить знание, а ты — сохранить голову. Вначале мы, с помощью волшебных
знаний, приделаем тебе голову лошади. Затем ты сможешь, ничего не опасаясь,
передать нам знания через лошадиные уста. Когда Индра явится — он отрубит твою
лошадиную голову, а мы приставим тебе твою настоящую».
Все так и произошло. Ашвины — сами с лошадиными головами — приставили
Дадхьяку голову лошади. Он поведал им тайное знание. Тотчас явился Индра и
отрубил Дадхьяку его временную лошадиную голову, а Ашвины приставили ему голову
настоящую, человеческую.
У этой истории есть множество скрытых смыслов. В ведической астрологии
лошадиная голова стала созвездием Ашвини, что отмечает начало зодиака в знаке
Овна. Голова лошади это также и Солнце, которое экзальтирует в Овне — знаке,
проецирующемся на голову. Близнецы Ашвины символизируют двойственность времени
с его вечно сменяющимися днями и ночами и состояние равновесия, в котором мы
можем вырваться за временны'е пределы. Голова лошади — это ключ к пониманию
тайного смысла ведической астрологии — знания, которому учат Ашвины.
В соответствии с аюрведой, или ведической медициной, лошадь является
символом праны — жизненной энергии, чей исток находится в Солнце, она является
источником всех целительных сил. Ашвины в качестве великих врачевателей богов
прославились благодаря своему умению омолаживать, в их власти было даже
|
|