|
симости от социально-экономических условий и охва-
тывают все слои населения. В развитии ряда эпидемий
мы видим чрезвычайно разнообразную игру вируса,
весьма прихотливую его изменчивость на протяжении
целых десятилетий, все попытки объяснения которой в
общем потерпели фиаско, оставаясь до настоящего вре-
мени неразгаданными.
Будем надеяться, что благодаря дружным усилиям
и международной солидарности ученых науке удастся
научиться бороться с эпидемиями, побеждать их и тем
самым удлинять жизнь человека до возможно большего
предела.
Глава II ФАНТАЗИИ
И ПРОВИДЕНИЯ
ДРЕВНИХ
Еще в глубокой древности было замечено, что выпадают
эпохи, когда ничто не нарушает мирного течения жизни,
чему способствует не только человек, но и сама природа.
Но бывают времена, когда и мир природы, и мир
человеческий приходят в волнение: стихийные катастро-
фы, наводнения или засухи, землетрясения или извер-
жения вулканов, массовые налеты вредных насекомых,
повальные болезни среди животных и людей потрясают
целые страны. В такие времена пытливому взору на-
блюдателя представляется несомненным существование
связи между организмом и окружающей его средой. Эта
мысль о связи живых организмов и внешней природы
проходит красной нитью по всему огромному истори-
ческому опыту человечества: ее мы встречаем и в области
донаучного мышления, и в трудах естествоиспытателей.
По-видимому, идея о связи между человеком и
силами внешней природы возникла на заре человеческого
существования. На фундаменте этой идеи родилась и
пышно расцвела древнейшая из наук - астрология, ко-
торая (если отбросить все ее мистические заблуждения)
учила о связи всех вещей и всех явлений. Одна из ветвей
астрологического знания - астрологическая медицина -
утверждала, что болезненные процессы, протекающие
в живом организме, находятся под непосредственным
воздействием космических сил благодаря их могучему
и таинственному "влиянию". Это "влияние" - influ-
entia, как говорили римляне,- обусловливает собою
состояние организма как во время здоровья, так и при
болезни. И в современном медицинском термине "ин-
флуэнца" слышится еще отголосок магической связи
между явлениями природы и человеческим организмом.
На той же плодотворной почве было взращено зерно
антропогеографии, которая начиная со времени Геродота
(485-425 гг. до н. э.) и Фукидида (род. ок. 460 г.
до н. э.) неизменно подтверждала зависимость живого
организма и его проявлений от окружающей его физи-
ческой стихии.
Фантазии и провидения древни У jg
Первые попытки обнаружить соотношение между
атмосферными явлениями и заболеваемостью привлекли
к констатированию связи, которую древние врачи назы-
вали "constitutio anniversaria" и "constitutio temporis"1.
В современных языках мы имеем различные слова для
обозначения этой связи: Witterungskrankheiten, Saison-
krankheiten, maladies saisonnaires2 и т. д. Наконец, в
русском летописном термине "поветрие" слышится отго-
лосок бессознательной веры в стихийные силы природы,
способствующие возникновению эпидемий.
Уже древние врачи, выводя из своих наблюдений
существование зависимости между человеком, живот-
ным и окружающей средой, стремились объяснить не-
которые болезненные явления в человеческом организме
влиянием этой среды. Описывая повальную болезнь
жителей острова Эгины, римский поэт Овидий (43 г.
до н. э. - 17 г. н. э.) указывал, что болезнь охватила
не только животных и человека, но и растения. О том
же говорил и другой римский поэт - Лукреций* (98-
55 гг. до н. э.) - при описании мора в Аттике. Еще
ранее Софокл (496-405 гг. до н. э.) в "Царе Эдипе"
указывал на то, как болезнь переходила с полевых
посевов на животных и утробных младенцев.
|
|