|
з определенных 11
вариантов, то у человека включен 2 дом.
На первом уровне проработки 2 дома у человека преобладает чисто потребительское
отношение к окружающей среде. Он хочет извлечь из нее максимум благ и удобств,
игнорируя законы ее развития, а точнее, полагая их отсутствующими, т.е.
воспринимая среду как косную, мертвую, не изменяющуюся вообще и от его
взаимодействия с ней в частности. Рыба как ловилась, так и всегда будет
ловиться, железо как находилось, так и не исчерпается, а вообще после нас хоть
потоп. При этом система ценностей бывает обычно практически полностью
сформирована сознанием и подсознанием соответствующего социального слоя, и
никакая иная не мыслится и не имеет права на существование. Любой человек с
иными ценностями либо придуривается, либо психически неполноценен, либо
социально опасен и по возможности должен быть изолирован от общества.
На этом уровне общая этика взаимодействия с внешним миром зиждется на следующих
китах: лучше иметь, чем не иметь; иметь значит безраздельно владычествовать,
подчиняя любой своей прихоти, доверять можно только тому, что полностью
принадлежит себе; лучше брать, чем давать, а давать следует лишь в долг или
обмен; все остальные люди думают ровно так же. Для этого уровня характерно
ощущение жестокости и императивности давления внешнего мира, и ссылка на
внешние обстоятельства воспринимается как очень убедительная. Внешнее
самоутверждение идет сообразно имеющемуся капиталу и материальным владениям,
так что его критерии на взгляд самого человека часто внешние; впрочем,
представление о внутреннем мире и внутренних ценностях на этом уровне обычно
отсутствует.
На втором уровне проработки 2 дома человек осознает ограниченность возможностей
внешнего мира по отношению к аппетитам его эго; теперь он стоит на позициях
"разумного потребления" и заботы о непосредственном окружающем его внешнем мире
как источнике благ, стараясь его не истощать. Например, приходя в интересные
ему гости, он старается уйти настолько рано, чтобы его позвали в следующий раз,
и с той же целью на прощание обольстительно улыбнется хозяевам. На этом уровне
внешняя среда представляется в принципе развивающейся, но законы ее развития
воспринимаются механистически, т.е. она уподобляется бассейну, в который
втекает одна и вытекают две трубы, или наоборот; в зависимости от уровня
преуспеяния человека.
На этом уровне общая этика по большей части тоже социально наведенная, но
человек позволяет себе, например, под влиянием импульсов совести, отступления
от нее. Система ценностей в основном определяется ценностями в свободно
конвертируемой валюте, но появляются и иные: независимость в выборе своей
судьбы, уровень самовыражения в творчестве, адекватность места в жизни,
эмоциональная удовлетворительность жизни и некоторые другие. Правда, многие из
этих ценностей воспринимаются формально, шаблонно и, в конечном итоге, с
оглядкой на денежный эквивалент, но взгляд уже оторван от идеи чисто
эгоистического потребления.
Внешнее самоутверждение здесь становится противоречивым. С одной стороны, оно
вроде бы должно идти по мере приближения к внешнему социальному идеалу
(президент, капиталист, солист оперного театра), но, с другой стороны,
обнаруживается, во-первых, некоторая его расплывчатость, а во-вторых, непонятно
откуда берущиеся внутренние реакции, обесценивающие многие очевидные и
социально одобренные достижения человека. В растерянности он может на минуту
всерьез подумать о духовных ценностях, но они в его сознании представлены
жизнью без прямого обмана и подлости и регулярным чтением художественной
литературы или просмотром актуальных театральных постановок, что проблемы не
решает.
На третьем уровне проработки 2 дома происходят качественные изменения. Человек
начинает ощущать себя как неотъемлемую часть внешнего мира, а его - как нечто
живое, развивающееся, одушевленное и во многом осмысленное существо, сильно в
нем, человеке, нуждающееся. Ему кажется, что когда он делает все правильно,
погода улыбается, а если плохо, то хмурится, а в минуты уныния и разочарования
окружающий мир словно пытается его поддержать и наставить на путь истинный.
Теперь общая этика может сильно расходиться с социальной, а главное, - гораздо
более подробна, т.е. регламентирует поведение человека в гораздо более широком
круге ситуаций; иначе говоря, жизнь становится значительно ответственнее и
требует большого внимания, а промахи обходятся существенно дороже, чем раньше
(по внутреннему ощущению).
Шкала ценностей здесь сильно отличается от социально утвержденной, что человеку
трудно пережить, и ее приходится постоянно отстаивать перед самим собой, не
говоря о ближайшем окружении. Материальные ценности становятся важными не сами
по себе, а как вспомогательные средства, обеспечивающие человеку необходимые
для его целей условия, главное из которых - свобода духовного развития и
самовыражения.
На этом уровне человек ощущает взаимосвязь внутреннего и внешнего мира, но
основной акцент для него стоит на идеальных ценностях культуры, а низшие
проявления внешней среды он склонен игнорировать, недооценивая их роль в своей
жизни. Вместе с тем, он ощущает известную независимость от внешних условий и
обстоятельств жизни и, соответственно, может быть очень непритязательным к
окружающей внешней среде, в любом случае предъявляя основные претензии к себе
лично.
На четвертом уровне проработки 2 дома человек сильно расширяет свои
представления о внешнем мире и среде, включая в них наряду с материальными
также и тонкий мир, в частности, его астральный и ментальный планы. Ему виден
также частично и каузальный план, т.е. кармические программы, и он видит их
проявления как во внешнем, так и во внутреннем мире. На этом уровне человек
воспринимает внешние
|
|