|
я и цели);
весенний Марс определяет желание и способность к самовыражению (коллективному
или индивидуальному), то есть к актуализации характера, видения, идеала,
ценности в конкретной жизни.
Как уже было отмечено, в биологически продуктивном сексе (а символически он
фокусируется Тельцом) главными деятелями являются мужское и женское семя,
сперматозоид и яйцо; желание по сути своей сконцентрировано в самих органах
воспроизведения. Желание изначально является желанием эндокринных желез,
гормонов и семени и лишь вторично (более поверхностно, и если оно вообще
присутствует) желанием сознательной индивидуальной души. Но там, где мы имеем
дело с персонализированным и сознательным человеческим проявлением пола (то
есть в Скорпионе), желание будет желанием индивидуальной души или, по крайней
мере, организма как целого; и оно, по существу, является не желанием внешнего
действия (хотя мышечная деятельность и видимые движения могут иметь место), а
желанием психологического единения и конкретного выражения ценности , которую
символизирует Венера.
В большинстве случаев, сексуальное влечение у современного цивилизованного
человека вызвано психологическими причинами в значительно большей мере, чем
биологическими. И в значительно большей мере оно является желанием
человеческого единения (и часто бегством от индивидуальной самости и чувства
трагической изоляции), чем желанием самовоспроизведения в потомстве независимо
от того, соглашаются с этим участники полового акта или нет. И лишь приняв это
во внимание, психолог может надеяться распутать клубок комплексов и фрустраций
эмоциональной жизни современного человека.
Психоаналитик видит результаты фрустраций, страхов или дегенеративных процессов
в теле-уме (то есть в целостной личности) своих клиентов. Он, естественно,
стремится сконцентрировать внимание на том, что психическая энергия (так
называемое либидо) порицается и вытесняется в подсознание ("личное
бессознательное" по Юнгу), где становится разъедающей и взрывоопасной. Отсюда
распространенное представление о том, что как только подавленному либидо
разрешено течь свободно, все уже хорошо. Бездумная вульгаризация фрейдовского
подхода к этой проблеме явно не принимает во внимание тот факт, что
символизируемое Марсом либидо (латинское слово означает просто желание) само по
себе является лишь результатом, а не причиной. Либидо есть истечение чего-то
откуда-то. Нужно выяснять не столько то, что случается с этим истечением (где и
как оно появляется, что ему препятствует, почему оно истощается и прочее),
сколько то, что относится к его источнику, на каком уровне первоначально
локализован этот источник и какого типа факторы в нем действуют.
Именно этим должен заниматься астролог, рассматривая прежде всего натальную
Венеру (а также относящиеся к ней прогрессии и транзиты), затем Марс и, наконец,
взаимоотношение этих двух планет в натальной карте и его развитие через
прогрессии и транзиты. Сами положения в карте рождения надо рассматривать как
фазы определенного цикла, который начинается до рождения человека в момент
последнего соединения этих планет. Иными словами, отдельное суждение
относительно Марса или Венеры не столь значимо для понимания эмоциональной
жизни личности; эти планеты следует брать вместе и в соотношении с парой
Сатурн-Луна, которая всегда имеет тенденцию кристаллизовать различного рода
затруднения, возникающие во взаимоотношении Марса и Венеры, в психические
сущности (комплексы).
Прежде чем мы займемся некоторыми астрологическими указаниями на то, как
символизируемые Венерой и Марсом функции действуют в личности, необходимо
прояснить значение этих функций и первоначальное качество их действия.
Венера и Марс непосредственные соседи Земли, и они символизируют наиболее
интимные факторы личной жизни непосредственность и спонтанность бытия
(понимается ли бытие на родовом и биологическом уровне, или же с точки зрения
индивидуализированной психологической самости). Рассматривая Юпитер и Сатурн,
мы имеем дело с тем типом человеческой деятельности, который мотивируется
какими-то уже установленными взаимоотношениями, направлен на соответствие
чему-то (Сатурн) и ассимиляцию или преодоление чего-то (Юпитер). Сатурн, как
символ отца, представляет чувство безопасности, поскольку тот, кто полагает,
что хорошо соответствует обществу, чувствует себя в безопасности и обычно
благодаря деятельности отца ребенок находит свое место в определенных
взаимоотношениях классов, занятий и доходов в обществе в то время, как в матери
(Луна) он находит пример (удачный или неудачный) умения приспособиться к тому
месту, которое определено Сатурном-отцом. Но что же это такое в человеке, что
должно приспосабливаться к месту в обществе, к традициям и культуре вообще к
тому, за что отвечает Сатурн? С чего начинает ребенок? Что делает человека
естественным и спонтанно действующим, без какого бы то ни было соотнесения с
местом или функцией в пределах установленной группы, просто потому, что он есть
то, что он есть?
Хотя немало найдется мыслителей-материалистов, верящих в то, что
наследственность и среда полностью определяют человека, немногие откажутся
признать, что в каждом человеке есть элемент личной свободы и чистой
спонтанности бытия, хотя бы слабый и беспомощный. Есть область, в которой
человек чувствует, что Я есмь Я, и из которой он исходит в своем подлинном
самовырежении, направленном к тому, что представляется ему добрым, ценным и
совершенным. Этой областью интимного бытия ведают Венера и Марс. Венера
устанавливает характер и основное качество внутреннего и непосредственного
постижения самости и ценности, Марс желание и способност
|
|