|
ля романтика. В этом случае,
однако, привязанность к матери была успешно перенесена на психо-духовный
уровень, может быть, из-за ее ранней смерти; это та форма, которую Юнг называет
поляризацией анимы.
Мы уже говорили, что функция матери состоит в защите, в посредничестве между
ребенком и чуждым или враждебным ему внешним миром, а также в создании образца
действенного приспособления к требованиям этого внешнего мира. Когда подросток
начинает сам приспосабливаться к среде и уже не боится ее, у него может тем не
менее оставаться неуверенность относительно внутреннего мира души и всех смутно
ощущаемых сил и теплящихся в его подсознании образов особенно, если он
чувствителен и его сознание имеет связи с миром бессознательного. То, что он
видит, что стучится в окна , открытые в великую темноту, находящуюся за
освещенным миром эго-сознания, действительно может внушить страх и чувство
неуверенности; и это происходит в тем большей мере, чем менее развита у
человека отцовская функция (Сатурн). Чем менее развита отцовская функция, тем
более подчеркивается материнская функция или зависимость от реальной матери.
Когда власть матери ослабевает, внимание переключается на образ матери на аниму
(Луна внутри земной орбиты), символизирующую соединение образов матери,
идеальной женщины, Души-воительницы, Женщины-Спасительницы, Вдохновительницы,
Музы.
Сатурн у Виктора Гюго ретроградный в 3о49' Девы, рядом с Юпитером, также
ретроградным в 29о59' Льва (в соединении с королевской звездой Регулус и Точкой
Счастья); и в оппозиции к тройному соединению Венеры, Плутона и Солнца от 3о до
7о30' Рыб что создает условия для отцовского комплекса, с достаточной
позитивностью и способностью к творчеству в социальном (Юпитер) и
художественном (Венера) отношениях, чтобы комплекс мог быть использован
индивидуальным духом. Эту возможность увеличивает сильный Марс в трине с Ураном,
находищимся в XI доме (символ социального идеализма и реформаторского рвения),
и в квинтиле (72о, символ творчества) к восходящему стационарному Нептуну в
Скорпионе (который сам образует трин с Меркурием, находящимся, как было сказано,
в соединении с Северным узлом). Восходящий Нептун управляет четырьмя планетами
в Рыбах и V домом самовыражения. Все это усиливает социально-возрожденческую
романтическую тенденцию, с характерной художественной фокусировкой (Солнце в
соединении с Венерой в экзальтации) под влиянием политико-оккультной идеологии
(Плутон) и определенно гуманистического мировоззрения ибо вся комбинация
испытывает влияние Юпитера, несущее амбициозность и чувство социальной
значимости.
Ретроградный Сатурн чаще всего служит символом внутренней неуверенности по
отношению к образу отца. Вообще, ретроградные планеты указывают, как правило
(со многими исключениями!), что соответствующие биологические функции внутренне
напряжены или подавлены в результате предыдущих фрустраций или внешних
торможений. Гюго был отделен физически и эмоционально от своего отца, и это
породило психическую пустоту, которая должна была быть заполнена. Частично он
заполнил ее любовью к матери и ко всем женщинам (функция анимы) и частично
юпитериано-марсианской амбицией. Последняя оказалась окрашенной образом
реального отца, отсутствие которого повлияло на развитие личности. Отец был
революционером, капитаном, страстным человеком, сражающимся за общественное
Дело; бессознательно Виктор Гюго, переживший отсутствие реального отца, сделал
себя похожим на него но трансформированным образом. Консервативно настроенный
при жизни матери, он сам стал (особенно после смерти отца, когда Виктору было
26) революционером сначала в литературе, потом в политике. И в обеих сферах он
достиг известности и славы, хотя и ценой двадцатилетней политической ссылки.
Оппозиция Сатурна и Солнца, в особенности когда затронуты дома родителей
(четвертый и десятый), указывает на напряжение функции Сатурна, таким образом
на стресс по отношению к отцу. Это может означать зависимость от властного отца
или холодную и отчасти критическую оценку поведения и характера отца,
являющуюся следствием отчуждения или ведущую к отчуждению. В карте Гюго эта
оппозиция сложнее, влияние ее глубже, поскольку затронуты и другие планеты.
Соединение Юпитера и Сатурна имеет отношение к социальным установкам человека,
в особенности если на них влияет отец ибо, как уже было отмечено, отец
представляет собой связующее звено между домом и обществом, а значит между
двумя основными функциональными мирами.
Наконец, необходимо подчеркнуть, что оппозиция Сатурна с Солнцем связывает
здесь дома, традиционно символизирующие родителей, а это лишний раз
подчеркивает тенденцию к сильному родительскому комплексу. Между астрологами,
кстати, давно идет дискуссия, кого из родителей представляет каждый из этих
домов. Я думаю, что четвертый дом относится к тому из родителей, чей образ
определяет установки внутренней жизни, будь то отец или мать; десятый же дом к
тому, кто контролирует течение внешней, социальной жизни. А может быть,
разумнее будет не разделять эти два дома, образуемые одной меридианной осью,
полагая, что оба родителя и оба дома относятся к основной функции, определяющей
корни индивидуального существования, к функции Сатурна-Луны. Меридиан карты
рождения устанавливает линию силы и роста, простирающуюся от корня до семени;
не может быть индивидуального существования без внутренней и внешней жизни.
Если карта В.Гюго указывает на сильно акцентированный отцовский образ и
возникающий отсюда комплекс (который он, однако, смог использовать как
творческую силу в связи с трансформированным и вдохновляющим образом матери),
то, рассматривая карту Адольфа Гитлера, мы обнаруживаем избыточный акцент на
негативном обр
|
|