|
ии. Он включает три основных состояния, представленные в
астрологическом символизме Ураном, Нептуном и Плутоном. Наверное, следовало бы
говорить и о четвертой, все еще неизвестной планете, возможность существования
которой я обсуждал много лет назад (предварительно называя ее Прозерпиной).
Изучение этих транс-сатурновых планет, которых нет в традиционной системе
астрологии, унаследованной нами от греков и халдеев, заняло бы не одну главу и
слишком увеличило бы объем этой книги. Поэтому я ограничился лишь краткими
замечаниями об этих планетах, оставляя полное обсуждение их значения для другой
книги.
Я надеюсь, что эта книга принесет читателю живое ощущение родства между
психологией, способной иметь дело с целостной структурой человеческой личности,
и астрологией, направленной именно на выявление этой структуры в современных
астрологических терминах, а не на исключительные занятия мелочами повседневного
существования и предсказанием событий.
Скажу сразу, что астрология и психология могут быть полезны друг другу, только
если имеется ясное понимание того, что астрологическое мышление коренным
образом отличается от ригористического интеллектуального мышления и
эмпирических методов, укоренившихся в современной науке. Наука действует
методом исключения и имеет дело лишь с характеристиками, общими для больших
групп. Астрология работает методом включения, соотнося каждый феномен жизни с
небольшим количеством фундаментальных принципов, которые предполагаются
универсально значимыми. Астрологические планеты (включая Солнце и Луну) это
символическое выражение таких принципов, которые действуют на различных уровнях
существования и относятся поэтому не к той или иной частности, а к функциям,
присущим любой организованной системе. Я не могу более подробно обсуждать здесь
этот принцип, о котором говорил в Астрологии личности (1936) и Практике
астрологии (1968), во многих журнальных статьях. Основные идеи этой книги были
изложены в журнале World Astrology , который давно прекратил свое существование
. Здесь этот материал пересмотрен и дополнен, и я надеюсь, что он даст и
изучающим психологию и астрологам более широкое и более структурированное
представление личных и социальных проблем, которые занимают все большее место в
современной жизни.
Глава I
Комплекс и его происхождение
Столь многое в современной психологии, даже популярной, связано с самим
термином комплекс и с тем, что за ним стоит, что астро-психологу очень важно
разобраться в этом досконально здесь недостаточно интеллектуального знания о
том, что означает тот или иной комплекс с точки зрения психологических идей
Фрейда, Адлера или Юнга. Астролог должен иметь ясное представление о процессе
формирования и развития комплексов, об их главных причинах (а в основании их
лежит негативное отношение человека к жизни и к опыту) и об их соответствии
четырем основным побуждениям человеческой природы побуждениям, имеющим ясную и
адекватную репрезентацию в астрологическом символизме.
Астролог должен также ясно понимать, возможно ли и до какой степени возможно
отыскать комплексы по карте рождения человека и прогрессиям, каким образом он
может использовать астрологические знания для помощи тем, кто к нему обращается,
без того, чтобы увеличивать невольно их страхи и негативное отношение к жизни.
Иными словами, он должен ясно представлять себе возможности и ограничения
астрологической техники в отношении психологических комплексов и всего того,
что связано с их развитием, излечением или трансформацией.
Первое, что необходимо для современного астролога, который хочет прежде всего
быть психологом и помогать людям, научиться определять природу комплекса, как
основного фактора в психологии, и его происхождение.
Колумбийская энциклопедия определяет комплекс как группу или систему идей,
которые возникают в уме человека в результате переживания им ряда эмоционально
значимых событий, которые при этом вытесняются из сознательного ума, но
продолжают тем не менее выдавать свое присутствие в последующей умственной
деятельности и поведении этого человека... Более или менее полное преобладание
группы составляющих комплекс идей в умственной деятельности человека придает
комплексу анормальное или патологическое значение.
Карл Юнг, которому современная психология в основном обязана понятием комплекса,
определяет комплексы как отделенные от личности психологические части, группы
изолированных от сознания психических содержаний , функционирующих произвольно
и автономно, обладающих таким образом своей собственной жизнью в темной сфере
бессознательного, откуда они могут в любой момент препятствовать или
содействовать сознательным актам ( Jacoby J. The Psichology of Jung. 1943. P35,
etc.). Комплексы есть у каждого из нас. Но их наличие не предполагает
обязательно неполноценности человека, который их имеет. Они лишь указывают, что
существует нечто необъединенное, неассимилированное, конфликтное, может быть,
препятствие, может быть сверхценный стимул к большим усилиям и даже достижениям.
И все же это несомненно слабое место (курсив Д.Р.) в любом значении слова .
|
|