Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Клавдий Птолемей :: КЛАВДИЙ ПТОЛЕМЕЙ - Альмагест ИЛИ Математическое сочинение в тринадцати книгах
<<-[Весь Текст]
Страница: из 654
 <<-
 
«математиком Теоном» (кн.Х, гл.1, с.316), что, по-видимому, предполагает
личный контакт. Возможно, Теон был учителем Птолемея. Некоторые
ученые отождествляют его с Теоном Смирнским (первая половина II в. н.э.),
философом-платоником, уделявшим внимание астрономии [НАМА, р.949-950].

У Птолемея, несомненно, были сотрудники, помогавшие ему при проведении
наблюдений и расчете таблиц. Объем вычислений, которые требовалось
произвести для построения астрономических таблиц в «Альмагесте», поистине
огромен. Во времена Птолемея Александрия еще оставалась крупным
научным центром. В ней действовало несколько библиотек, из которых
самая крупная располагалась в александрийском Мусейоне. Между сот-
рудниками библиотеки и Птолемеем существовали, по-видимому, личные
контакты, как это нередко бывает и теперь при научной работе. Кто-то
помогал Птолемею в подборе литературы по интересующим его вопросам,
приносил рукописи или подводил к стеллажам и нишам, где хранились
свитки.
   До недавнего времени предполагалось, что «Альмагест» — самая ранняя
из дошедших до нас астрономических работ Птолемея. Однако недавние
исследования [Hamilton etc., 1989] показали, что «Канопская надпись»
предшествовала «Альмагесту». Упоминания об «Альмагесте» содержатся в
«Планетных гипотезах», «Подручных таблицах», «Четверокнижии» и «Гео-
графии», что делает несомненным более позднее их написание. Об этом
же свидетельствует анализ содержания этих произведений. В «Подручных
таблицах» многие таблицы упрощены и улучшены по сравнению с
аналогичными таблицами в «Альмагесте». В «Планетных гипотезах»
используется другая система параметров для описания движений планет и
по-новому решен ряд вопросов, например, проблема планетных расстояний.
В «Географии» нулевой меридиан перенесен на Канарские острова вместо
Александрии, как это принято в «Альмагесте». «Оптика» создана также,
по-видимому, позднее «Альмагеста»; в ней рассмотрена астрономическая
рефракция, которая не играет заметной роли в «Альмагесте». Поскольку
«География» и «Гармоники» не содержат посвящения Сиру, то с известной
долей риска можно утверждать, что эти произведения написаны позднее
других работ Птолемея [Тоотег, 1975, р. 187]. У нас нет других более
точных ориентиров, которые позволили бы хронологически фиксировать
дошедшие до нас работы Птолемея.

3. Античная астрономия до Птолемея
   Чтобы оценить вклад Птолемея в развитие античной астрономии,
необходимо ясно представлять основные этапы ее предшествующего развития.
К сожалению, большинство работ греческих астрономов, относящихся к
раннему периоду (V—III вв. до н.э.), не дошло до нас. Об их содержании
мы можем судить только по цитатам в трудах более поздних авторов и
прежде всего у самого Птолемея.
   У истоков развития античной математической астрономии лежат четыре
особенности греческой культурной традиции, ясно выраженные уже в ранний
период: склонность к философскому осмыслению действительности, прост-
ранственное (геометрическое) мышление, приверженность наблюдениям и
стремление согласовать умозрительный образ мира и наблюдаемые явления.
    На ранних этапах античная астрономия была тесно связана с
философской традицией, откуда она заимствовала принцип кругового и
равномерного движения как основу для описания видимых неравномерных
движений светил. Самым ранним примером применения этого принципа в
астрономии стала теория гомоцентрических сфер Евдокса Книдского
(ок. 408-355 гг. до н.э.), усовершенствованная Каллиппом (IV в. до н.э.)
и принятая с определенными изменениями Аристотелем (Метафиз. XII, 8).
    
Эта теория качественно воспроизводила особенности движения Солнца, Луны
и пяти планет: суточное вращение небесной сферы, движения светил вдоль
эклиптики с запада на восток с различными скоростями, изменения широты
и попятные движения планет. Движения светил в ней управлялись
вращением небесных сфер, к которым они были прикреплены; сферы
обращались вокруг единого центра (Центра Мира), совпадающего с центром
неподвижной Земли, имели один и тот же радиус, нулевую толщину и
считались состоящими из эфира. Видимые изменения блеска светил и
связанные с этим изменения их расстояний относительно наблюдателя в
рамках этой теории не могли получить удовлетворительного объяснения.
   Принцип кругового и равномерного движения успешно применялся также
в сферике — разделе античной математической астрономии, в котором
решались задачи, связанные с суточным вращением небесной сферы и ее
важнейших кругов, прежде всего экватора и эклиптики, восходами и
заходами светил, знаков зодиака относительно горизонта на различных
широтах. Эти задачи решались с использованием методов сферической
геометрии. В предшествующее Птолемею время появился целый ряд
трактатов по сферике, в том числе Автолика (ок. 310 г. до н.э.), Евклида
(вторая половина IV в. до н.э.), Теодосия (вторая половина II в. до н.э.),
Гипсикла (II в. до н.э.), Менелая (I в. н.э.) и др. [Матвиевская, 1990,
с.27-33].
    Выдающимся достижением античной астрономии стала теория ге-
лиоцентрического движения планет, предложенная Аристархом Самосским
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 654
 <<-