|
(вавилоняне) утверждали, что их эзотерические знания накапливались
500 тысяч лет, египтяне претендовали на 600 с лишним тысяч, а у
индийцев счет вообще шел на миллионы (утверждают, что первое
руководство по астрологии, Сурья Сиддханта, вообще была написана в 2
163 102 г. до н.э.).
Историю эзотеризма можно считать более или менее
документированной начиная все с той же эпохи эллинизма. По нашей
хронологии это - начало или канун эры Рыб, VI - III в. до н.э. Все
остальное же суть только гипотезы, пусть даже они выглядят весьма
убедительно. Но, поскольку нас интересует не только сама по себе
история эзотеризма, но и представления о ней самих эзотериков, начать
мне бы хотелось с одной замечательной гипотезы или скорее теории,
получившей очень широкое распространение. Это теория Семи коренных
рас - она изложена в трудах Елены Блаватской, Елены Рерих и других
западных поклонниц Востока.
Семь, семерица - сакральное число многих земных цивилизаций.
Чтобы лучше понять, о чем речь, вспомним, что по эзотерическим
представлениям человек также состоит из семи тел, комплект которых и
составляет его сущность. Иногда эти тела объединяют в "планы" или
"уровни" - физический, астральный, ментальный.
В Древнем Китае им соответствовали "три души" человека - По,
Гуй и Хунь. Первая, самая низшая (евр. руах, греч. pneuma, лат.
anima, санскр. прана), уходила в землю, вторая (др.-греч.
daimon/as/: бесплотное существо, элементаль) становилась духом
предка, которого почитали, а третья, высшая (лат. spiritus,
санкср. атман), улетала на небо, где причислялась к сонму
духов. Позже даосы также дифференцировали эти планы, и
подразделений у них получилось тоже семь.
В разных источниках количество и названия тел варьируются - их
может быть больше или меньше, хотя семерка преобладает (а почему -
мы увидим позже). Позднейшие оккультисты (C.W. Leadbeater)
подразделяли каждое тело еще на семь подтел или подпланов, получая
таким образом 49. Желающие могут обратиться к книгам Лидбитера в
переводах А.В. Трояновского (Астральный план. СПб., 1908, репринт
Баку, 1990; Ментальный план. СПб., 1912, репринт М., "КОКОН", 1991),
мы же примем самый распространенный вариант: физическое тело,
эфирное, астральное, ментальное тело (манас, низший разум),
буддхическое тело, он же абстрактный разум, и два последних тела -
тело духовного разума и каузальное тело. Два последних тела
составляют монаду.
МОНАДА (от греч. monas, "единица"): простейший элемент,
неделимая частица бытия; в оккультизме - основа человеческой
сущности, объединяющая каузальное тело и тело духовного разума.
Известна со времен античности; в Средние века монадой называли
"корневую" субстанцию не только человека, но и всех сложных
вещей. М. беспола, что обеспечивает реинкарнацию как в мужском,
так и в женском облике. По Лейбницу, это своего рода "атом",
духовная единица бытия, обладающая способностью перцепции
(восприятия) и апперцепции (активного действия). Нет двух
одинаковых монад. Монады бывают тж. разного порядка: есть
низшие (м. камней, растений), есть высшие (животных, человека),
и наивысшая (Бога).
Итак, теория. Сформулируем вкратце ее суть, не вдаваясь в
подробности.
Теория Семи рас
Разумная жизнь на Земле создавалась целенаправленно, то есть с
заранее обдуманным намерением, однако не тем антропоморфным
Богом-творцом, каким его представляли себе, наверное, все религии на
первых этапах своего существования, а целым комплексом высших сил,
для описания которого нет слов в человеческих языках.
Эта идея о целенаправленности Творения, выросшая из
представления о Боге-Творце, дала позже многочисленные теории о
"привнесенности" жизни на Землю из космического пространства -
вспомните хотя бы фильмы немецкого палеофутуролога Эриха фон
Дэникена или рассказы Станислава Лема, одного из крупнейших
философов современности, между прочим.
Первые монады были созданы одновременно с возникновением Земли.
Однако они состояли из о
|
|