|
нее см.,
напр.: I Ging. Das Buch der Wandlungen. Uebers. und Komment. v.
Richard Wilhelm. E. Diederichs Verlag, Muenchen 1988; Шуцкий Ю.К.
Китайская классическая "Книга перемен". М., 1960; Масленников В.
Загадки "Книги перемен". "Наука и религия", N 4-5/1990.
Й
ЙЕСОД (Yesod, евр. "фундамент, основа"): девятая из 10 сфирот (см.),
принадл. к миру Творения (Олам ха-Йецира, царство Природы).
Синтезирует влияние высших сфирот и передает его последней из них,
Малкут, служа как бы связующим звеном. "Йесод - завершение туловища,
знак священного Завета" (Минха ле-Эрев Шаббат). В человеческой душе
проявляется в привязанности ко Всевышнему. Из буддийских миров ей
соответствуют два: мир ада и мир голодных духов. Из священных имен -
Шаддай ("Тот, который довлеет"). Число - 8.
ЙОГА (yoga, санскр. "связь, упряжка"):
1. одна из шести ортодоксальных систем индийской философии,
подразделяемая на восемь анг или на разделы: яма, нияма, асана,
пранаяма, пратьяхара (крийяйога) и дхарана, дхьяна и самадхи
(раджайога). Pазличают тж. буддхийогу, бхактийогу и
кармайогу. Литература по й. достаточно обширна.
2. Pод аспекта в индийской астрологии, определяемый не угловым
расстоянием между планетами (дугой), а их взаимосвязью, напр.:
"Каласарпа-йога: все планеты, попавшие между Pаху и Кету (правее
Pаху, но левее Кету), создают проблемы в жизни"; "Лакшми-йога: Луна,
обогнавшая Марс, дает благополучие и благосостояние" и т.д. Подробнее
см.: Raman B.V. 300 Important Combinations. Bangalore 1978.
К
КАБАН (тж. Свинья - кит. Чжу, яп. И, монг. Гахай): 12-й циклический
знак Восточного зодиака. У него водная природа, что прежде всего
означает выдержку, терпение. Такой человек обладает удивительной
сопротивляемостью по отношению ко всем превратностям жизни. Внешне он
всегда спокоен, даже весел, однако внутри у него часто господствует
полный мрак. Поэтому отношения с К. редко бывают глубоки: чем глубже
в него проникнешь, тем труднее с ним общаться. В доме, в семье, в
кругу друзей он играет роль центра. Однако (возможно, именно
поэтому) он плохо переносит одиночество. С жизненными трудностями он
справляется благодаря врожденной мудрости и интеллигентности.
годы: 1947, 1959, 1971, 1983, 1995, 2007
часы суток: 21:00-23:00
собственная стихия: вода-инь
цвет: черный (черноватый)
сторона света: север
КАББАЛА, Кабала (от евр. `кабал - "приобщать, посвящать во что-л.";
ср. араб. кыбла - сторона, в которую обращаются мусульмане при
молитве, и греч. Кибела, лат. Сybele - богиня плодородия, дочь
Сатурна и Земли, которой был посвящен оргиастический культ):
эзотерич. учение, результат взаимодействия восточной (халдейской)
мистики с иудаизмом, пифагореизмом и неоплатонизмом. По преданию,
было передано Богом еще Адаму, затем Моисею и др. пророкам. Впервые
систематич. изложено Авраамом бен Давидом Толедским (XII в.).
Подразд. на теоретическую (к. июнит), посвященную изучению тайн
природы, и прикладную (к. маасит), включ. элементы астрологии,
медицины, магии. В основе первой лежат книги Сефер Йецира ("Книга
Творения"), приписываемая поэту-мистику II в. н.э. рабби Акибе, и
Зогар ("Сияние"), прип. его ученику р. Шимону бар Йохаи. Основу
второй сост. по-особому толкуемая Библия (Ветхий Завет) и разл.
апокрифические труды, напр., книга Еноха, Шестая и Седьмая книги
Моисеевы, труды Соломона (см.). В основе всего, считает к., находится
единое Божество, воля которого выражена в числах и словах (см.
гематрия). Мироздание зиждется на 10 первых числах и 22 буквах. В
мире 3 элемента (огонь, вода, воздух), 7 планет, 12 созвездий; в году
3 времени (холодное, теплое, влажное); в теле человека 3 осн. деления
(голова, грудь, живот), 7 ворот. Есть тж. 10 сфирот (см.). Подробнее
см., напр.: Каббала или наука о Боге, Вселенной и человеке. Пер.
с франц. А.В. Трояновского. СПб., 1910; Сефер Ецира - "Книга
Творения", в сб. Аум - Синтез мистических учений Востока и Запада, N
3, М., 1990; Z`ev ben Shimon Halevi. Kabbalah. Tradition of Hidden
Knowledge. N.Y. 1985.
КАВСИМОМАНТИЯ (от греч. kausimos - "горючий"): гадание по помещаемым
в огонь предметам, обычно - растертой смоле. Если смола сгорала
быстро или, наоборот, не загоралась вовсе, это счит. добрым
предзнаменовани
|
|