|
возникновения его
следовало бы считать первым.
Именно карты Таро, как мы знаем, послужили в свое время
прообразом игральных карт, став, несмотря на все запреты королей,
основой целого ряда азартных игр. Первоначально играли полной
колодой, со всеми двадцатью двумя старшими картами (их-то и называли
"козырями") и 56 младшими, разделенными на четыре масти по 14 карт в
каждой: кроме десяти простых карт, от туза до десятки, в ней имелось
не три, как сейчас, а четыре фигурных карты - Вестник, Всадник,
Сивилла и Фараон (младший валет, старший валет, дама и король).
Появилось много новых игр, начиная от преферанса и бриджа и
кончая "дураком", "ведьмой" и "пьяницей". Почему у англичан, кстати,
любимой игрой стали бридж и белот, у немцев - скат, у французов -
экарте, у бельгийцев - ромме, у австрийцев - доппелькопф и рамш, а у
русских - преферанс, это особая история, заслуживающая отдельного
исследования. Самое интересное, однако, заключается в том, что в
странах южной и западной Европы до сих пор сохранилась самая древняя
из карточных игр, основанная на полной колоде Таро и даже сохранившая
ее название.
В Италии, Австрии и южногерманских землях ее называют "Тарок".
Самым старшим козырем считается Шут (джокер, нулевой или двадцать
второй из Старших Арканов), который называют "Скюз", от французского
l'Excuse, потому что, когда его кладут, говорят: "Примите мои
извинения!" Козырями (итал. Tarocchi) считаются и остальные Старшие
Арканы, из которых только "Маг" и "Луна" имеют числовые значения
(очки), прочие же просто "бьют" любые другие карты. Из Младших
Арканов числовые значения имеются только у фигурных карт
("картинок"), остальные называются "латонами" (пустышками) и просто
сбрасываются в ходе игры. По своим правилам игра напоминает покер: в
ней также имеются "улица", "шлем" и другие похожие конфигурации. Во
Франции она сохранила свое первоначальное название (Tarot, "Таро").
Для любителей этой старинной игры выпускаются и соответствующие
карты. Возьмем для примера колоду Игрального Таро, выпущенную
старинной парижской фирмой Гримо. Рисунки к ней выполнены художниками
Э. Жанен-Нальте и М. Гарриве. Младшие Арканы в этом типе карт не
имеют рисунка - они идентичны современным игральным картам, только
фигурных карт, как уже говорилось, не три, а четыре - Валет
(Вестник), Кавалер (Всадник), Дама (Сивилла) и Король (Фараон).
Однако гадать на них тоже можно. На "козырных" картах Игрального
Таро изображены жанровые сценки эпохи Наполеона III - играющие дети,
беседующие господа, отдыхающие крестьяне и т.д. С традиционными
изображениями Старших Арканов эти сценки, конечно, не имеют ничего
общего. Однако это в принципе не меняет дела: рисунки, как и любые
другие символы, также могут быть использованы для гадания. Они
достаточно информативны, чтобы вызвать цепочку ассоциаций даже у
самого неподготовленного человека, а потому вполне способны ответить
на любой наш вопрос.
Тем более, что каждый из Старших Арканов этой колоды имеет не
одну, а две разные картинки, то есть они могут быть истолкованы как
"прямой", так и "перевернутый" вариант. Об этих картах см. мою статью
в N 12 журнала "Наука и религия" за 1992 год.
Происхождение карт
Об их происхождении существуют различные версии. Наиболее
популярна та, что Большие Арканы восходят к 22 золотым таблицам,
находившимся в подземелье одного из древнеегипетских храмов.
Так считал, например, известный французский богослов, языковед и
оккультист Кур де Жеблен - или Курт де-Гебелин, как его иногда
называли в дореволюционных русских переводах). Антуан Кур де Жеблен
(1725-1874) был членом масонской ложи "Девяти сестер", куда входили,
между прочим, Вольтер и Дантон. Он известен прежде всего как автор
многотомного труда, который писал всю жизнь и так и не успел
закончить. Вышел этот труд лишь после его смерти под названием
"Первоначальный мiр, анализированный и сравненный с мiром
современным" (Le monde primitif analyse et compare avec le monde
moderne).
В нем он, в частности, утверждает, что эти символы (арканы)
возникли в Египте через полтора века после всемирного потопа. Великие
Арканы Таро были составлены учеными магами Древнего Египта, чтобы
сохранить накопленные знания для потомков. Они выразили их в виде
рисунков, потому что, во-первых, любой яз
|
|