|
главным образом, следы культуры материальной: что и
ко-
гда было построено и разрушено, кто и когда родился и умер; кто, когда и с кем
воевал и
сколько было погибших. Здесь люди и события движутся непрерывной чередой,
напоми-
нающей процессию иногда праздничную, иногда траурную, иногда возбужденную, ино-
гда подавленную. Этот поток никогда не останавливается и никогда не пересыхает.
Гово-
рят, главные качества историка – объективность, отстраненность и честность. Но
даже
полная «объективность» фиксирует прежде всего то, что именно данному человеку
ка-
жется важным. Например, если с горы упали два камня, то скорее всего будет
описан тот,
который произвел больше разрушений, хотя именно второй камень может быть в
даль-
нейшем положен «во главу угла» и вследствие этого сыграть значительно более
важную
роль в истории человечества. Кстати, исторически доказанным считается тот факт,
что
летопись линейной истории часто писалась по заказу Силы, Богатства и Власти.
В отличие от истории линейной, истории священной присущи прежде всего цик-
личность и завершенность. Главная ее тема – взаимоотношения человека и Бога на
про-
тяжении отрезка времени, называемого Бытие. Видимо поэтому именно она является
объектом описания в религиозной литературе. С точки зрения священной истории
кон-
кретные события не могут быть описаны «объективно», так как человеку
свойственно все
оценивать с позиций собственного понимания добра и зла. В христианстве Бог
открыт
человеку, как личность, обладающая определенной системой ценностей. Ей
противостоит
система иных ценностей периодически предлагаемая в качестве альтернативной. А
пото-
му священная история – это непрерывный процесс выбора человеком между ценностя-
ми Божественными и инфернальными.
Нам известно, что все сотворенное, может либо какое-то время сохраняться таким,
каким оно было в момет создания, либо разрушаться и ухудшаться. А потому
важнейшей
характеристикой священной истории является тот факт, что Вселенная деградирует
от
момента ее сотворения. Эсхатология (от греч. «эсхатос» – конечность)
рассматривает
историю человечества и Космоса как нечто завершенное и, главное, в контексте
сакраль-
ной цели Творения.
Известно, что в человеке сочетаются два начала. Одно связано исключительно с
поддержанием биологического существования, другое – с некими свойствами,
которые,
на первый взгляд, не функциональны, бессмысленны, а иногда и враждебны нашей
био-
логии. К ним, как это ни парадоксально, относятся любовь, красота, гармония,
духов-
ность. Человек постоянно выбирает между этими двумя началами. Но разобраться в
их
истинной ценности, осознать условия равновесия и иерархию он может только в
резуль-
тате эсхатологического подхода.
Практически во всех мировых религиях присутствует мысль о том, что Бытие, в
конце концов, приходит к завершению или отдельных циклов, или истории в целом.
И
тогда судится человечество Высшим Судом, после которого либо начинается новый
цикл, либо подводится итог Бытия. Цикличность присутствует и в мифах аборигенов
Океании, и в индийском учении о Югах, и в христианской Библии. «Придет же день
Гос-
подень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись,
раз-
рушатся, земля и все дела на ней сгорят» [2-е Петра. 3:10]. Затем мир будет
воссоздан, но
уже в новом качестве: «Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и
новой
земли, на которых обитает правда» [2-е Петра. 3:13].
25
Сакральные циклы
Каковы основные признаки хода священной истории? Обратимся к древним источ-
никам. Здесь по данному вопросу наблюдается почти полное единство мнений.
Во-первых, священная история циклична. Всякий цикл подобен предыдущему и, за-
вершившись, повторяется на каком-то новом уровне. При этом внутренняя структура
Цикла остается без изменений.
Во-вторых, каждый цикл состоит из двух неизме
|
|