|
Иоганн Кеплер
"О более достоверных основаниях астрологии"
Перевод Ю.Данилова
Все до единого сочинения одного из основателей современного естествознания
Иоганна Кеплера (1571—1630) поражают своей неординарностью. В своём раннем
сочинении “Предвестник космографических исследований, содержащий
космографическую тайну” (1596) Кеплер, исходя из геометрической симметрии
платоновых тел, воспроизвёл расстояния между известными тогда планетами. В
“Новой астрономии” (1609) Кеплер, используя результаты 20-летних наблюдений
Тихо Браге, вывел первые два закона движения планет, носящие ныне его имя. В
“Шестиугольных снежинках” (1611) Кеплер походя набрасывает решение задачи о
плотнейшей упаковке, в “Новой стереометрии винных бочек” (1615), предвосхищая
труды основателей математического анализа, находит объёмы тел сложной формы, в
“Гармонии мира” (1619) выводит из динамической симметрии знаменитый третий
закон движения планет.
Столь же неортодоксальны и астрологические воззрения Кеплера. Как и для многих
его предшественников, астрология была для Кеплера областью науки, недостаточно
разработанной и опиравшейся, в силу схоластической традиции, на мнения
авторитета. Кеплер предпринял попытку избавить астрологию от измышлений
традиционно мысливших составителей предсказаний и подвести под неё прочный
фундамент физических, т. е. причинно-следственных, связей и точного
математического расчета. Кроме того, Кеплер по-своему интерпретировал теорию
аспектов, несколько расширив набор аспектов (один из минорных аспектов —
тридециль (108°) — даже в честь него носит название “кеплер”). По Кеплеру,
теория аспектов имеет характер физической теории, занимающейся изучением
своеобразных резонансов между аспектами, запечатлёнными в душе человека при
рождении и возникающими в дальнейшем.
Свой первый календарь с астрологическими предсказаниями (“прогностикой”) Кеплер
опубликовал в 1595 г., в бытность преподавателем математики и нравственной
философии в гимназии Граца и математиком в провинции Штирия. Широкой
известностью пользуется гороскоп, составленный Кеплером для Валленштейна. С
гороскопом, составленным Кеплером для себя, читатель может познакомиться по его
русскому переводу здесь.
Сочинение “О более достоверных основаниях астрологии”, первая работа,
написанная после переезда в Прагу, занимает в наследии Кеплера такое же место,
как “Тетрабиблос” в наследии Клавдия Птолемея. Это попытка изложить физические
основы астрологии, ещё не отверженной наукой и в то время не находившейся за
пределами научного знания.
Перевод выполнен Ю.А.Даниловым с латинского текста, опубликованного в 4-м томе
(“Малые сочинения 1602-1611 гг. Диоптрика”. Под ред. М. Каспера и Ф. Гаммера —
Мюнхен, 1941, с. 8—35) собраний сочинений Иоганна Кеплера и сверен с английским
переводом Брюса Брекенриджа и Мэри-Энн Росси (Proc. Amer. Philos. Soc., 123, 4,
с. 85-115, 1979). Редакция текста - Р.В.Броль (Д.Куталёв). Комментарии
переводчика и Р.В.Броля.
О БОЛЕЕ ДОСТОВЕРНЫХ ОСНОВАНИЯХ АСТРОЛОГИИ
Новое краткое рассуждение о космической теории с физическим прогнозом на
грядущий 1602 год от Рождества Христова, написанное для философов г-ном
Иоганном Кеплером, математиком
Люди, познайте мощь неба; то, что известно, обращено может быть нам на благо.
В том, что неведомо, вам не прозреть ни корысти, ни пользы.
Тягостный труд за собою влечет поражение, но сколь богата добыча победы!
Мудрость откроет, о люди, тайное тайных небес.
В Праге, Богемия.
Отпечатано у Шумана.
Моему достославному повелителю высокородному Петрусу Воку де Poзeнбepгкy*1 [L2]
в Крумлове, что в Богемии, и владетелю небезызвестного дома Розенбергков,
канцлеру Его Священного Императорского Величества господину моему Клементу.
В книге первой своего сочинения “Об обязанностях” Цицерон с ясностью отменной
замечает: “Великому уму это свойственно, и много таких, кто, не взирая на
чрезвычайную занятость, входили или пытались входить в рассмотрение некоторых
важных вопросов, не выходя за пределы своей области” (?). Применяя это мнение
Цицерона, в частности к изучению астрономии, наш Рейнгольд*2 настоятельно
призывает честные умы не отвращаться от занятий астрономией, следуя суждениям
тех неучей, которые восхищаются только занятиями, приносящими прибыль. Ибо,
поскольку занятия астрономией преисполнены добродетелью, насаждение их требует
твердости духа, и эта твердость духа придает разуму стойкость к глупым
суждениям толпы и внушает ему презрение к ложным мнениям.
Что же касается того, что сей превосходный муж высказал относительно каждой
части астрологии, то мне думается, что я смогу изложить все на этот раз с иной
точки зрения, а именно — с точки зрения физики. Те, кто занимается
прогностикой*3 по долгу службы, должны с презрением относиться, особенно в
глубине души, к двум противоборствующим наклонностям толпы и научиться защищать
себя от двух качеств, свойственных умам неглубоким и низким; жажды славы и
страха. Ибо хотя общий спрос [на прогностику] велик, испорченный ум, дабы
снискать расположение толпы или в погоне за тщетной славой стремится
предсказывать то, чего не бывает в природе, или скрыть истинные чудеса природы,
если он избегает рассмотрения более глубоких причин.
С другой стороны, находятся такие, кто утверждает, будто глубокомысленной
|
|