|
Рига "ВИЕДА" 1991
КАРМА, ИЛИ ЗАКОН ПРИЧИН И ПОСЛЕДСТВИЙ
Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает.
Что посеет человек, то и пожнет.
Гал. 6:7
Еще в глубокой древности в священных индусских Писаниях
был дан ключ к раскрытию наиболее трудных загадок человечес-
кой жизни.
По учениям древних Мудрецов, человек одарен бессмертным
Духом, исходящим от Бога и заключающим в себе все божествен-
ные свойства в зачатке.
Для того, чтобы эти божественные свойства пробудились и
чтобы сам человек развил их до полноты, ему дается поле дей-
ствия: земной мир. Исчерпав весь опыт, который извлекается
из разнообразных земных переживаний, и скорбных и радостных,
человек достигает самопознания, а вместе с тем и сознания
своего божественного происхождения, сознания, которое пове-
дет его к совершенству с такой же внутренней необходимостью,
с какой семя травы дает траву, а семя дуба дает дуб.
Но для того чтобы действительно исчерпать весь опыт, ко-
торый дается земным сушествованием, человеку нужна не одна,
а много жизней. По учениям древних Мудрецов, он и живет мно-
го раз, воплощаясь в различные эпохи, при самых разнообраз-
ных условиях до тех пор, пока земной опыт не сделает его
мудрым и "совершенным, как совершенен Отец наш Небесный", по
выражению Христа.
На Западе религиозные учения Древнего Востока почти неиз-
вестны в их чистом, возвышенном смысле; а между тем знаком-
ство с ними способно пролить яркий свет на самые загадочные
явления нашей трудной земной жизни. Рядом с законом перевоп-
лощения, который объясняет внешнее и внутреннее неравенство
людей, древние восточные учения дали миру разумное обоснова-
ние закона незыблемой справедливости, управляющей миром. За-
кон этот носит название Кармы; он устанавливает, что в мире
Духа каждая причина влечет за собой соответствующее послед-
ствие с такой же правильностью и неизбежностью, с какой в
физической природе одно и то же явление вызввает каждый раз
одно и то же последствие. К краткому изучению этого закона
мы теперь и перейдем.
Санскритское слово "Карма" означает действие. Быть и дей-
ствовать - одно: вся Вселенная - одна великая непрерывная
Деятельность(1), управляемая незыблемым Законом Справедли-
вости. В мировой деятельности все связано со всем, все нахо-
дится во взаимной зависимости и все стремится к единой цели.
Каждое действие во Вселенной есть результат предшествую-
щей причины и в то же время - причина последующего действия.
Получается непрерывная цепь причин и последствий, которые, в
осуществлении, являют жизнь вселенной. Отсюда - значение
Кармы как закона причинности.
В применении к человеку Карма являет собой всю совокуп-
ность его деятельностей. Все, что человек представляет собой
в настоящем и что он представит из себя в будущем, все это -
последствие его деятельности в прошлом. Таким образом, еди-
ничная жизнь человека не есть нечто оторванное и законченно-
е, она представляет собой плод прошедших и в то же время се-
мя будущих жизней в той цепи последовательных воплощений, из
которых состоит непрерывающееся бытие каждой человеческой
души.
В жизни нет скачков и нет случайностей, все имеет свою
причину, каждая наша мысль, каждое чувство и каждый поступок
идут из прошлого и влияют на будущее. Пока это прошлое и бу-
дущее скрыто от нас, пока мы смотрим на жизнь как на загад-
ку, не подозревая, что создали ее сами, до тех пор явления
нашей жизни как бы случайно выдвигаются перед нами из бездны
неведомого.
Ткань человеческой судьбы вырабатывается самим человеком
из бесчисленных нитей, сплетающихся в узоры неуловимой для
нас сложности: одна нить исчезает из поля нашего сознания,
но она вовсе не оборвалась, а только спустилась вниз; другая
появляется внезапно, но это - все та же нить, прошедшая по
невидимой стороне и снова появится на видимой для нас повер-
хности; глядя толоко на отрывок ткани и только с одной ее
стороны, наше сознание не в состоянии разглядеть сложных
узоров всей ткани, взятой в ее целом.
Причина тому - наше неведение законов духовного мира. Со-
вершенно такое же неведение, какое мы наблюдаем у дикаря от-
носительно явлений материального мира. Пущенная ракета, выс-
трел из ружья, неп
|
|