|
йско (в том числе 300 всадников) во главе с
Абу-Суфьяном и напали на войско Мухаммеда, имевшего 750 воинов (700 пеших и 50
лучников). Битва состоялась в 625 году у горы Оход. Мединцы перекрыли своим
строем вход в неширокое горное ущелье и после традиционного у арабов
единоборства первыми атаковали мекканцев.
Строй двух с лишним тысяч пеших курейшитов был прорван, и торжествующие мединцы
ворвались во вражеский лагерь, с ходу начав его грабить. За это время
военачальник Абу-Суфьян навел в своем войске прежний порядок и атаковал
увлекшихся поиском военных трофеев мединцев. Те были разгромлены, потеряв при
этом только убитыми свыше 70 человек. Сам Мухаммед был ранен, но сумел избежать
более печальной участи — плена.
Проповедуя свое учение, пророк старался воспламенить у мединских воинов
храбрость и стойкость в боях, обещая им награду на небесах. Но получить ее
могли лишь те, кто запечатлел свою веру мусульманина "свидетельством крови
своей".
Курейшиты Мекки, лишившись огромного торгового каравана (что стало для них
большой материальной потерей), численно превосходили своего противника. Они
собрали войско и выступили в поход на Медину, осадив Мухаммеда в этом городе.
Защититься его воинам помогла изобретательность в военном искусстве одного
приезжего перса. Он посоветовал пророку выкопать глубокий ров для защиты от
нападавших мекканцев.
В ходе боев "у рва" в 627 году курейшиты потерпели поражение от мединских
воинов и были вынуждены отступить. Пользуясь победой, Мухаммед смог
договориться с влиятельными и богатыми мекканскими родами, чтобы отныне два
крупнейших города Аравии — Медина и Мекка считались независимыми общинами
арабов-мусульман. Другим арабским племенам было предоставлено право выбирать
между ними.
После этого политического шага влияние Мухаммеда стадо заметно возрастать. На
его сторону стали переходить многие знатные мекканцы, имевшие не только личное
богатство, но и дружины воинов. В числе первых прибывших под знамена пророка
оказались Амр и Халид, ставшие со временем победоносными полководцами в ходе
арабских завоеваний.
В 629 году пророк решил попробовать свои силы в завоевательном деле за
пределами Аравии. Но посланный им в Палестину 3-тысячный отряд под
командованием военачальника Зеида в битве при Муте был почти полностью
уничтожен византийцами.
Вскоре у пророка Мухаммеда оказалось большое войско, и он решил нанести
победный удар по непокорной еще ему Мекке. Он подступил к городу под тем
предлогом, что курейшиты нарушили ранее заключенный с ним договор. Глава рода
Омейядов Абу-Суфьян предложил мекканцам сдать город пророку без боя, поскольку
тот имел весомое превосходство в силах.
Начались переговоры. Мухаммед обещал мекканцам после принятия их в мединскую
мусульманскую общину признать за ними их прежние владения и равное участие в
дележе военной добычи. В 630 году пророк во главе своего войска торжественно
вступил победителем в Мекку.
Мухаммед, по обычаю, объехал на коне семь раз Каабу с ее священным черным
камнем, коснулся его своим жезлом и при словах: "Истина пришла, да исчезнет
ложь!" — повелел выбросить около 300 идолов, которые напоминали старинные,
осужденные им суеверия.
С этого времени доступ к святилищу был разрешен только верующим-мусульманам, а
христианам, иудеям и язычникам запрещен. Пророк Мухаммед признал святость Каабы
и вменил в обязанность каждому верующему совершить хотя бы один раз в своей
жизни богомолье в Мекке.
После того как Мухаммед оказался правителем двух богатейших и многолюдных
городов Аравии, он стал присоединять к себе кочевые племена бедуинов. Эту
миссию он исполнял, уже будучи признанным героем арабского мусульманского мира.
СРОНЦЗАНГАМБО ТИБЕТСКИЙ
(? — 650)
Основатель Тибетского государства.
Колыбель буддизма Тибет и в далекой древности оставался огромнейшей территорией
высокогорья, отрезанного от всего мира. Поэтому государственные образования
возникли на "крыше мира" намного позже, чем в соседних с ним более низменных
областях. Местные жители веками жили обособленно друг от друга в горных долинах.
Сами горы тормозили консолидацию тибетского народа, и требовался герой,
который бы взял на себя миссию объединения этого горного края.
Таким героем и стал один из вождей народа гор по имени Сронцзангамбо.
Воинственный, энергичный и предприимчивый вождь сумел объединить вокруг себя
разрозненные общины тибетцев, исповедовавших одну религию. Так только в 634
году возникло Тибетское государство, а его первым правителем и стал
Сронцзангамбо. Столицей страны стал город Лхаса, который со временем украсил
величественный дворец Потала.
Сронцзангамбо, может быть,
|
|