|
ереси, была в Руане сожжена на костре. В 1920 году канонизирована католической
церковью.
Пушкин писал, что «…в новейшей истории нет примера более трогательного,
чем жизнь и смерть Орлеанской героини». Пожалуй, невозможно подобрать аналогии
и в непостижимости подвига Жанны д'Арк, потому что всю её короткую жизнь, её
поступки нельзя объяснить законами женской, да и вообще человеческой психологии.
Всё время сталкиваешься с какойто малообъяснимой причиной её действий, с
какойто таинственной силой, руководившей ею.
История Орлеанской девы является заключительным эпизодом Столетней войны
между Англией и Францией, главной причиной которой была борьба за земли,
захваченные Англией (с середины XII века) на территории Франции. Ко времени, о
котором мы ведём речь, французский двор раздирали династические противоречия,
которые привели к позорным вещам. Развратная супруга Карла VI — Изабелла
Баварская, выдавшая дочь за английского короля Генриха V, поспешила передать
ему и французский престол, лишив, таким образом, своего сына Карла VII власти.
Англичане хозяйничали во Франции, грабя и разоряя страну, а рыцарство и
дворянство, погрязшее в разврате и развлечениях, не в силах были защитить
французов.
В доведённой до отчаяния разбоями и беззаконием стране стали
распространяться слухи, что Францию может спасти в противовес плотскому греху
только девственница. Нелепость этих слухов была очевидной, так как женщина
вообще в средневековом обществе считалась не совсем полноценным человеком, ну а
девственность предполагала совсем уж юный возраст, в котором девочка ещё и не
очень соображала что к чему. Но чем абсурднее были слухи, чем невероятнее, тем
сильнее в них хотелось верить, потому что Францию могло спасти только чудо. И
чудо это пришло.
Зажиточная крестьянская семья д'Арк имела помимо Жанны ещё двоих сыновей
и двоих дочерей. Жили дружно, по обычаям того времени, свято верили в Бога,
пасли скот. Жанна ничем не выделялась из своих братьев и сестёр, может быть,
была более жалостлива, более наивна, более склонна к мистицизму и очень набожна.
Она любила часами простаивать в церкви, с умилением слушала проповедь
священника.
Отстранение Карла VII от власти Жанна восприняла как личное несчастье.
Повидимому, её отзывчивое сердце вообще было не в состоянии пройти мимо любой
несправедливости. Этот божеский дар сострадания развился у крестьянской девушки
до одержимости, до высот, которые уже недосягаемы простому обывателю.
Страдая о бедах родной земли, Жанна переносилась в мир видений. Однажды
она услышала, что архангел Михаил, святые Маргарита и Екатерина призывают
именно её на трудный подвиг во имя отечества. Вначале она рассказывала о своих
видениях родным, те только удивлялись, насколько точно неграмотная юная дочка
обозначила им свою цель: освободить Орлеан и короновать дофина в Реймсе.
Явление Богоматери окончательно убедило Жанну в своём высоком
предназначении. Вместе с дядей девушка попадает в замок Вокулер, где в это
время располагался двор опального короля Карла, и комендант замка доложил
хозяину о странной посетительнице. С одной стороны, смешно, что король никак не
прореагировал на посещение Жанны — находившийся в изоляции, оставленный всеми,
Карл не каждый день получал предложения о помощи. С другой, смешно, если бы он
прореагировал — что может предложить реально эта хрупкая, маленькая,
безграмотная девушка.
Только чудесным можно назвать последующее везение Орлеанской девы. Силы
Провидения действовали, конечно же, через женщину — девятнадцатилетнюю
любовницу короля Агнессу Сорель. Благодаря её настойчивости 29 февраля 1429
года крестьянская девушка появилась в Шиноне — резиденции Карла VII. Весь двор
и духовенство собрались взглянуть на «небесную посланницу». Карл стоял в толпе
придворных, ничем не отличаясь от них, но, по преданию, Жанна, никогда его не
видевшая, обратилась прямо к нему.
Девушка произвела сильное впечатление на придворных своими
зажигательными речами. Казалось, её устами говорили какието другие, более
влиятельные силы. Однако нерешительный, слабовольный Карл сомневался,
справедливо боясь дальнейшего ухудшения своего положения. Решили подойти к делу
научно: собралась комиссия из авторитетных теологов, которая удостоверила, что
Жанна вполне добрая католичка, а дамский комитет под предводительством тёщи
Карла Иоланты Арагонской засвидетельствовал её девственную чистоту.
Наконец, король вручил д'Арк знамя с гербом французского царствующего
дома и дал небольшой отряд, в котором находились знаменитые рыцари, а также
братья девственницы Жан и Пьер. Первой победой боевой дружины стала доставка
подкрепления и продовольствия в осаждённый Орлеан. Удача экспедиции сразу же
составила славу Жанне. Со скоростью света по всей исстрадавшейся Франции
распространились слухи о том, что появился, дескать, ангел небесный, призванный
на спасение отчизны. Под знамёна Орлеанской девы стали стягиваться значительные
силы со всей страны, необходим был только символ, который объединил бы всех
патриотов. И он появился.
Прежде чем приступить к военным действиям, Жанна направила в лагерь
осаждавших Орлеан англичан записку: «Англичане, вам, не имеющим никаких прав на
французскую корону, Царь небес через меня приказывает снять осаду и вернуться
на родину, иначе мне придётся начать войну, о которой вы вечно будете
вспоминать…» Подписано: Иисус, Мария, Жаннадевственница.
18 июня 1429 года враги бежали в паническом страхе, и все среднее
течение Луары было очищено от ненавистных британцев. В бою Жанна производила
|
|