|
а мединцев, которые более не колебались, сразу приняв решение, и
каждый из них выказал горячее желание выступить на защиту дела халифа.
В то же время Али послал гонцов к жителям Куфы, но с первого раза ничего
не добился. Однако он не терял надежды и поручил исполнение важной миссии
своему сыну Хасану. Тот предстал перед собранием горожан Куфы и сказал им: «Ваш
повелитель сегодня обращается к вам за помощью. Он в долгу перед вами, и в
ваших интересах не отказывать ему впредь. И какие причины, право, могли
побудить вас изменить своему господину? Религия ли ваша чужда ему? Или вы
считаете его бесславным захватчиком чужого трона? Мятежники говорят о мести за
смерть Османа, но все эти речи не более, чем предлог, чтобы оправдать их
поведение. Единственная тщеславная мечта Талхи и Зубейра заключена в том, чтобы
зажечь фитиль братоубийственной войны; но даже если большая часть подданных
моего отца восстанет против него, у меня есть все основания верить, что вы
всетаки останетесь ему верны».
Эта речь произвела сильное впечатление на горожан. Беды халифа горячо их
тронули и в них воскресло вновь горячее желание служить его интересам. Почти 9
тысяч его сторонников направились в лагерь законного владыки. Когда они прибыли,
Али встретил их словами: «Вы будете свидетелями того, как поступаю я с
жителями Басры, ибо я буду использовать мягкость, чтобы вернуть их в лоно моей
власти, заставив вспомнить о долге, а потому, насколько это возможно, я буду
воздерживаться от пролития крови моего народа. Я прошу тех из вас, кому верят в
этом городе или кто имеет в нем какихлибо родственников и знакомых,
присоединиться ко мне во имя успешного завершения задуманного. Я предпочитаю
мир любым выгодам войны, если таковые вообще могут быть найдены, и я не хочу
без надобности рисковать жизнями даже тех моих подданных, которые так
несправедливо и безбожно желают лишить меня моей».
Ответом халифу стали крики радостного одобрения. Видя, как расположен к
нему народ, он тотчас выступил в поход и вскоре стал лагерем у стен Басры.
Талха и Зубейр, боясь, что стены совсем недавно выстроенной крепости, служившей
военным форпостом арабских завоевателей в Ираке и Иране, не смогут выдержать
штурма армии халифа, попытались примириться со своим господином. Они добились
позволения предстать перед повелителем, который горько укорял их за неверность
и мятеж. «Помните ли вы, – обратился он к Зубейру, – о том разговоре, когда
пророк спросил вас о чувствах, которые вы ко мне испытываете, и вы ответили,
что любите меня, а он тотчас же возразил: „И всетаки вы восстанете против Али
и станете причиной несчастий для мусульман“. „Я припоминаю это, – отвечал
Зубейр, – а если бы вспомнил раньше, никогда не поднял бы оружия против моего
господина и повелителя“.
Затем он удалился, поклявшись никогда больше не становиться на сторону
восставших; но Айша скоро заставила его переменить решение.
Напрасно использовал халиф пути мягкосердечия и милосердия для приведения
к покорности восставших подданных. Пришлось ему прибегнуть к оружию.
Столкновения были жестоки. Айша призывала воинов проявить мужество. Ее
присутствие и речи, наконец, ее гордый и прекрасный облик не могли не
воодушевить войска, и одно это было причиной того, что война шла с переменным
успехом. И все же победил Али. Талха и Зубейр погибли в битве. Талха, уже
смертельно раненный, подозвал одного из военачальников халифа и сказал ему:
«Сегодня я вновь готов повторить клятву верности моему господину, которую
принес ему накануне; и в отчаянии от того, что оказался неверен своим
обязательствам».
Зубейра был убит арабским военачальником по имени Амр. Полагая, что его
достойно вознаградят за это, он принес халифу голову главы мятежных мусульман.
Али, которому никогда не были чужды чувства гуманности и сострадания, не смог
сдержать слез при виде такого печального зрелища и горько упрекнул Амра за
ненужную жестокость, проявленную убийством несчастного Зубейра.
Айша, видя себя во власти победителей, разумеется, опасалась за
собственную жизнь, но те и теперь относились к вдове Мухаммеда с должным
почтением. Халиф отослал ее в Медину, посоветовав отныне вести себя скромнее,
мудрее и благоразумнее.
ЗАГОВОР МИХАИЛА II ПРОТИВ ЛЬВА АРМЯНИНА
Византия, Константинополь. 820 год
История Византии, как никакой другой державы, наполнена заговорами,
переворотами, политическими убийствами и изменами. Константинопольский двор
впитал в себя роскошь и коварство Востока, жестокость и цинизм Рима, и внес
свой вклад в копилку истории политической интриги. Яркое описание общей
политической ситуации в стране в начале IX века дают современники:
«После того как римская армия присвоила себе право избирать императоров и
стала возводить на трон людей самого низкого достоинства и звания, любой мог
надеяться достичь этого высшего поста в государстве. Чтобы добиться его,
следовало всего лишь применять в нужное время и в нужном месте подлость,
коварство и убийство. Таковы были заговоры, потрясавшие в течение долгого
времени Константинополь. Редко, когда ктолибо из императоров оканчивал свои
дни в покое, передавая власть законным наследникам».
Примеров можно привести множество. Одним из ярких является судьба
восхождения на трон и падения императора Льва V Армянина. Когда на троне
восседал кесарь Михаил, он командовал римскими войсками.
В этот период шла война с Болгарией, которая складывалась крайне неудачно
для Констант
|
|