|
в подавляющей своей части горизонтальна, вследствие чего путешествовать по ее
залам не представляет особого труда. Наряду с этим, Постоинская пещера
расположена в весьма удачном месте — на оживленном пути из Средней Европы к
Адриатическому морю.
Когда в 1819 году эта пещера была открыта для широкой публики,
постоинский окружной казначей завел книгу, в которую вписывались все посетители.
Если сегодня перелистать страницы этих книг, накопившихся за почти два
столетия, в которые свои имена вписали все важные посетители пещеры, то можно
убедиться в том, что нет почти ни одного государственного деятеля или
выдающейся личности, которые бы не видели этот карстовый феномен. В 1955 году
Постоинскую пещеру осмотрел и английский скульптор Генри Мур, который в книге
почетных посетителей оставил следующую запись: «Это — прекраснейшая выставка
ваяния природы, самая прекрасная выставка из всех, которые мне когдалибо
довелось видеть».
Над входом в пещеру высечена надпись: «IMMENSUM AD ANTRUM ADITIS» — «Вход
в необъятную пещеру». Учрежденная в 1823 году особая комиссия издала пещерный
устав, отпечатала входные билеты и ввела День пещеры, в который она была
роскошно освещена, а в Концертном зале пещеры играли оркестры и устраивались
танцы. Когда в 1857 году железная дорога Любляна—Триест была проложена через
Постойну, были организованы специальные поезда для посещения пещеры, что в
значительной мере способствовало увеличению числа посетителей.
Из года в год Постоинская пещера благоустраивалась и оборудовалась. В
1872 году на одной части ведущих через пещеры дорожек были проложены
железнодорожные рельсы, по которым в начале проводники толкали вагонетки с
двумя сиденьями. Постоинская пещера была представлена и на Всемирной выставке в
Париже в 1873 году. Венский живописец Карл Хаш в 1872 году для музея
естествоведения в Вене написал большое полотно с изображением Постоинской
пещеры, которое еще спустя много лет воспроизводилось во всех учебниках
географии.
Это был период необыкновенной популярности Постоинской пещеры. В 1874
году швейцарский промышленник Франц Проглер перед входом в пещеру построил
роскошный отель и окружил его английским парком. В гостинице этой
останавливались богачи из Европы.
Продолжались и дальнейшие исследования пещеры. Большая роль в деле
популяризации Постоинской пещеры принадлежит спелеологу И.А. Перко, который
выступал с многочисленными лекциями о пещере, подготавливал иллюстрации,
публиковал информационные статьи. По его инициативе здесь был создан музей.
Первая мировая война прервала посещения Постойны, а по окончании войны
продолжились работы по благоустройству и расширению Постоинской пещеры. Перед
входом в пещеру было построено здание, в котором сегодня помещается музей
экспонатов карстового подземелья, канцелярии и ресторан. В Концертном зале
пещеры в 1928 году состоялись большие концерты Пьетро Масканьи, а в 1929 году —
миланской Ла Скалы.
В первой половине XIX века в год пещеру посещало около 1000 человек, в
середине второй половины того же века число посетителей возросло в среднем до 8
тысяч человек в год, а в период, предшествующий Первой мировой войне, число
посетителей пещеры колебалось от 25 до 40 тысяч человек. После Второй мировой
войны число посетителей стремительно увеличивалось. Так в 1949 году отмечена
цифра в 200 тысяч человек. Затем из года в год число посетителей неизменно
росло, и сегодня число посетителей Постоинской пещеры приближается к миллиону.
ПРЫЖОК «ДРАКОНА ГОР»
Прошло 30 лет с того дня, который оказался одним из самых страшных в
истории казахстанской столицы. Воскресным июльским вечером 1973 года от ледника
ТуюкСу на АлмаАту пошел селевой поток, подобных которому никогда не случалось.
Если бы не плотина в Медео, не люди, рванувшиеся на подмогу столице со всего
Казахстана, ее бы не стало. Вспоминает Олег Квятковский, очевидец тех событий.
…В те дни стояла невероятная жара. Листья скручивались в папироски,
желтели и облетали с деревьев. Город плавился, словно свеча. И как никогда
прекрасны были тогда горы, нависая над АлмаАтой. Но нет ничего коварней
яростного июльского солнца над ледниками. Лучи полируют, час от часу точат и
плавят льды. Шальная вода кружит в горных озерах. Наконец, проломив берега, она
рушится в раструб ущелья. А там, не в силах вырваться из его каменистых ладоней,
поднимается на дыбы, мчится вниз, сатанея от собственной мощи, волоча за собой
все, что удается захватить на горных склонах.
Так вторгается в долину сель, который некогда был назван «драконом гор».
Даже на излете 60х годов в АлмаАте были ясно видны следы селя 1921 года.
Тогда в считанные минуты лавина камней и грязи «слизнула» 500 домов, уйдя от
Медео на 30 километров. Сель пронзал город и в 1956м. Еще через семь лет от
такой же беды погибло озеро Иссык. Погибло и много людей. Но все это было не
более чем приготовлением «дракона гор» к прыжку летом 73го.
…Уже в Медео погибли люди и опасность приближалась час от часу к АлмаАте,
а город спал и не знал ничего. Ни о чем не ведали и мы с Володей Ковалевским,
когда в понедельник пораньше пришли в редакцию газеты «Ленинская смена», чтобы
готовить в номер зажигательный призыв к молодежи республики поступать в чабаны…
Вдруг на пороге возник фотокор Юра Кельдин:
— Сидите? Сочиняете? Сель! Город может погибнуть!..
Вскоре мы мчались по трассе к Медео. До самой плотины не встретили ни
души. На плотине командовала милиция. Мы построились в цепь и пошли тропинкой
|
|