|
никаких социальных ограничений даже во время господства аристократии:
обязательным было только эллинское происхождение, и в играх могли участвовать
даже выходцы из низов свободного населения. Например, в 520 году до нашей эры в
кулачном бою победил простой земледелец Главк из Корис-та, а на статуе одного
победителя археологи увидели такие строки:
Прежде носил на плечах он толстые, грубые бревна, Рыбу из Аргоса нес на
тегеатский базар...
Но варвары к состязаниям не допускались. Отбор атлетов осуществляли судьи,
которые одно время долго обсуждали вопрос, являются ли эллинами македонцы.
Когда
же последним разрешили участвовать в состязаниях, многие из них стали
олимпиониками (победителями), в их числе был и македонский царь Филипп II -
отец
Александра Македонского. Когда Греция подпала под власть Рима, к Олимпийским
играм допустили и римлян. Но преступник, нарушивший закон своего города или
общеэллинские установления, участником состязаний не мог стать никогда. Не
допускали в священную Олимпию и женщин, исключение было сделано только для
жрицы
богини Деметры.
* Об Олимпии и культовых сооружениях города можно подробнее прочитать в книге
"100 великих музеев мира".
20
100 ВЕЛИКИХ НАГРАД
За всю историю Олимпийских игр только одна женщина нарушила запрет и появилась
в
священном городе Зевса. Ее звали Ференика (по другой версии - Каллипатера) и
была она дочерью знаменитого кулачного бойца, к тому же сама руководила
тренировками своего сына. Когда он отправился в Олимпию, Ференика переоделась в
костюм учителя гимнастики и последовала за ним. Ее сын одержал победу в
кулачном
бою, и обрадованная мать, забыв об осторожности, бросилась ему на шею. Ференике
грозила смерть за нарушение закона, но просьбы зрителей спасли ее. Судьи
помиловали женщину, но сразу же постановили: впредь все тренеры, сопровождавшие
атлетов на игры, должны сидеть обнаженными за особой оградой.
Олимпийский праздник длился пять дней, но в первый день никаких состязаний не
было: он посвящался подготовительным церемониям и жертвоприношениям. Атлеты
вместе с родственниками и друзьями приносили свои жертвы у алтарей тех богов,
кого считали своими покровителями. У алтаря Зевса атлеты приносили общую клятву,
что будут соблюдать правила состязаний и устав игр, вести борьбу честно и без
недозволенных приемов.
Список атлетов, выступавших на играх, выставлялся на стадионе. Перед началом
соревнований элланодики (судьи) устраивали жеребьевку, и участники вынимали из
серебряной вазы бронзовые жетоны, на которых была выгравирована одна буква
(означающая и цифру). Согласно жребию, атлеты разбивались на четверки для бега,
с которого и начинался собственно первый день состязаний, так как этот вид
спорта считался у греков самым древним и почетным. Легенда рассказывает, что
длину беговой дорожки установил сам Геракл, сын Зевса. Задумав в честь отца
установить игры, он выбрал для этого ровную площадку и устроил на ней беговую
дорожку: отмерив расстояние в 600 своих ступней, герой решил, что этого будет
достаточно для бега.
Место старта и финиша на такой дорожке отмечали каменные полосы, разделенные
деревянными столбами на промежутки в 1,2 метра. Между столбами в камне были
прорезаны две параллельные бороздки, обозначавшие место для постановки ног
бегуна. Низкого старта греки не знали, и бегуны стояли, вытянув правую руку и
слегка подавшись вперед. Если кто-то срывался раньше времени, судьи наказывали
его палкой и возвращали на прежнее место. Победителем в беге на Олимпийских
играх 776 года до нашей эры стал повар Кораиб (по другим источникам - помощник
пекаря). В Олимпии не было его статуи, однако древние авторы не сомневались в
его историческом существовании: имя Кораиба, записанное на мраморной доске,
открыло известный нам список олимпиоников.
Олимпийские награды
21
В состязаниях по бегу время не учитывалось, не сохранилось и ни одного
исторического свидетельства о скорости бегунов, поэтому некоторые рассказы
воспринимаются как поэтическое преувеличение. Например, будто одного атлета
видели на старте и на финише, а на самой беговой дорожке заметить его не
успевали. Древнегреческий писатель и путешественник Павсаний рассказывал о
спартанце Ладасе, у которого не было даже соперников, потому что он пробегал
установленную дистанцию с такой быстротой, что не оставлял на песчаной дорожке
следов. В честь него знаменитый скульптор Мирон воздвиг статую, которая
красотой
своей вдохновляла многих поэтов:
Словно в эфире парящий ногами, стремится он к цели... Сильно вздымается грудь,
верой в победу полна. Вот таким-то тебя здесь поставил, Ладас, сам Мирон,
|
|