|
После собора в Труа тамплиеры разъехались по всей Европе, чтобы завербовать в
Орден новых рыцарей и основать командорства на континенте. Аббат Бернар стал
жарким поборником и пропагандистом тамплиеров, призывал всех влиятельных особ
дарить им земли, ценности и деньги, направлять в Орден молодежь из хороших
семей, чтобы оторвать юношей от греховной жизни ради плаща и креста тамплиеров.
Поездка рыцарей-храмовников по Европе имела ошеломляющий успех: братья начали
получать земли и поместья, на нужды Ордена жертвовалось золото и серебро,
быстро
росло число воинов Христовых.
К концу ИЗО года братство окончательно сформировалось уже как военно-монашеская
организация с четкой системой иерархии. Все члены Ордена разделялись на три
категории, братья-рыцари, братья-капелланы и братья-сержанты (оруженосцы);
последние носили плащ черного или коричневого цвета. Существовали также слуги и
ремесленники, и каждая категория братьев имела свои права и обязанности. Во
главе Ордена тамплиеров стоял Великий магистр, права которого частично
ограничивались орденским Капитулом. В отсутствие Магистра его заменял сенешаль
-
второе должностное лицо Ордена. За ним следовал маршал, ведавший всеми военными
делами братства, и т.д. Иерархическая лестница рыцарей-тамплиеров насчитывала
до
30 ступеней
Для посвящения в рыцари нужно было быть знатного происхождения, не иметь долгов,
не быть женатым и т.д. В служении тамплиеров сочеталось строгое монашеское
послушание с постоянным риском получить увечье или погибнуть в битве на Святой
земле и за Святую землю, что искупало любой земной грех. От каждого рыцаря-
тамплиера требовалось беспрекословное повиновение старшим; устав строго
регламентировал обязанности рыцаря и перечислял наказания за разного рода
провинности и отклонения от аскетического образа жизни. А так как Орден стал
подчиняться только римскому папе, в нем существовали свои кары за проступки,
вплоть до смертной казни. Рыцари не могли охотиться и играть в азарт-
30
100 ВЕЛИКИХ НАГРАД
ные игры, в часы досуга они должны были сами чинить свою одежду и каждую
свободную минуту молиться
Рыцарь без разрешения не должен был удаляться от лагеря дальше, чем слышен звук
голоса или сигнал колокола Когда дело шло к бою, глава Ордена брал знамя и
выделял 5-10 рыцарей, которые окружали его для охраны штандарта Эти рыцари
должны были рубиться с противником вокруг знамени и не имели права ни на минуту
покинуть его Командир имел обернутое вокруг копья запасное знамя, которое он
разворачивал, если с главным знаменем что-нибудь случалось Поэтому он не мог
пустить в ход копье с запасным знаменем, даже если это было необходимо ему для
защиты Пока развевается знамя, рыцарь не мог покинуть поле битвы под угрозой
позорного изгнания из Ордена
Знамя тамплиеров представляло собой полотнище, верхняя часть которого была
черного цвета, а нижняя - белого Черная часть знамени символизировала греховную,
а белая - непорочную части жизни Оно называлось "бо сан", что одновременно было
и боевым кличем тамплиеров Словарь старо-французского языка определяет значение
слова "beausant" как "лошадь темной масти в белых яблоках" Смысл слова "beau" в
наши дни обычно сводится к понятиям "прекрасное", "красота", но в Средние века
его значение было гораздо шире "благородство" и даже "величие" Поэтому боевой
клич тамплиеров означал "К величию1 К славе1"
Иногда на знамени вышивался орденский девиз "Non nobis, Domini, поп nobis, sed
nomini da glonam" ("He нам, Господи, не нам, но имени Твоему1") Встречались
тамплиерские знамена и в виде военного штандарта, разделенного по вертикали на
девять белых и черных полос Предположительно в 1148 году в битве при Дамаске
впервые был развернут штандарт с красным орденским крестом в центре
Следуя обету бедности, Гуго де Пайен все дарованное имущество и богатства
передал Ордену, и все другие братства последовали его примеру Если вновь
поступающий в Орден послушник не имел никакого имущества, ему все равно
полагалось принести "приданое", пусть даже и весьма символическое Тамплиер не
мог иметь в собственности ни денег, ни какого-либо другого имущества, даже книг
добытые трофеи тоже шли в распоряжение Ордена В орденском уставе говорилось,
что
рыцари должны быть скромны как дома, так и на поле сражения, и послушание
высоко
ценится у них Они приходят и уходят по знаку наставника, они надевают ту одежду,
которую он им дает, и ни от кого другого не принимают ни платья, ни пищи Они
|
|