|
"И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на
вершину горы, и взошел Моисей".
Бог сказал Моисею: "Пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют
одежды свои, чтобы быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет
Господь перед глазами всего народа на гору Синай".
На третий день "были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук
весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане".
И услышали люди глас Божий.
Бог произнес десять заповедей: "Первая. Я Господь Богтвой, дане будету тебя
других богов пред лицом Моим. Вторая. Не сотвори себе кумира. Третья. Не
произноси имени Господа Бога твоего всуе. Четвертая. Помни день субботний,
чтобы
святить его. Пятая. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хо-
рошоичтобыпродлилисьднитвоина земле. Шестая. Неубий. Седьмая. Непре-
БИБЛЕЙСКИЕ СКАЗАНИЯ
67
любы сотвори. Восьмая. Не укради. Девятая. Не произноси ложного свидетельства
на
ближнего твоего. Десятая. Не желай дома ближнего твоего; нежелайжены ближнего
твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его,
ничего, что у ближнего твоего".
Затем Моисей поднялся на гору Синай, и Бог вручил ему две каменные доски-
скрижали, на которых эти заповеди были записаны.
Сорок дней оставался Моисей на вершине горы, и Бог беседовал с ним, сообщая ему
законы и правила, которых следует придерживаться в повседневной жизни. Кроме
того, Господь объяснил Моисею, каким образом устроить походный храм - скинию:
надо сделать шатер "из десяти покрывал крученого виссона (тонкая льняная ткань
белого цвета), и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти"; в шатре поместить
"Ковчег Завета" - ларец из дерева ситтим (вид акации), обитый изнутри и снаружи
золотом, в котором будут храниться скрижали с заповедями. И шатер и ковчег
должны быть снабжены золотыми кольцами, в которые можно было бы продевать шесты
и переносить скинию с места на место.
Между тем спутники Моисея ждали его у подножия горы. Дни проходили за днями, а
Моисея все не было. Израильтяне забеспокоились, усомнились в благосклонности
Бога к Моисею и решили вернуться к своим прежним, языческим богам. Они стали
требоватьу Аарона: "Встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами; ибо с
этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что
сделалось".
Аарон уступил их требованиям. Он собрал у женщин все их золотые украше-
нияиотлилзолотоготельца. Израильтяне поклонились золотому тельцу как богу,
принесли ему жертвы, а потом устроили трапезу и священные пляски.
В это время Моисей спустился с горы. Увидев нечестивое пиршество, он
разгневался, в ярости разбил о скалу скрижали с заповедями, а золотого тельца
стер в порошок и высыпал порошок вводу.
Многие израильтяне тутже раскаялись, что отступились от истинного Бога, техже,
кто не раскаялся, Моисей приказал предать смерти. Затем он снова отправился на
гору Синай и предстал перед Богом.
Моисей сказал: "О Господи! народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого
бога. Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в
которуюТывписал". Моисей высекает
воду из скалы.
Богпростилизраильтянидал Мои- Мозаика конца XII-начала XIII в сею новые
скрижали взамен разбитых. Венеция. Собор Сан-Марко
68
100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД
Израильтяне, руководимые Моисеем, построили скинию и целый год провели у
подножия горы Синай, совершая служения Богу, а затем продолжили путь к своей
цели - земле Ханаанской.
Наконец они достигли ее границ. Моисей послал двенадцать человек на разведку.
Через сорок дней разведчики вернулись. Они рассказали, что Ханаанская земля
богата и плодородна, но густо заселена, обладает укрепленными городами и
сильным
войском и завоевать ее нет никакой возможности.
Оттакого известия израильтяне впали в отчаяние и стали роптать: "Для чего
Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? Жены наши и дети наши
достанутся в добычу врагам. Не лучше ли нам возвратиться в Египет?" Они решили
избрать себе другого вождя, вместо Моисея, и вернуться в Египет.
Моисей пытался увещевать израильтян, напоминая, что Бог покровительствует им,
но
они не слушали Моисея и даже хотели побить его камнями.
Разгневанный Бог вознамерился истребить весь израильский народ, поразив его
язвой, но, по молитве Моисея, смягчил наказание: осудил израильтян скитаться по
пустыне сороклет.
|
|