Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: С.А. Мусский - 100 великих нобелевских лауреатов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 219
 <<-
 
      Фолкнера как художника интересовал, прежде всего, человек в его 
взаимосвязи с обществом, как он сам говорил: «…человек в конфликте с самим 
собой, со своим собратом, со своим временем, с местом, где он живет». Его 
интересовали душевные качества человека, моральные ценности, которыми он 
обладает или должен обладать.
      Широкую известность писателю приносит экспериментальный роман «Шум и 
ярость» (1929), самый новаторский в творческом наследии писателя.
      Как пишет Я.Н. Засурский: «В романе «Шум и ярость» Фолкнер дает три 
субъективные точки зрения на одни и те же события и подводит итог им в 
заключительной части, сопоставив в ней внутренние монологи братьев Компсонов с 
реальными фактами жизни.
      По существу, Фолкнер рассказывает одну и ту же историю четыре раза, но 
так и не доводит ее до конца. Он хочет сделать эту историю частью настоящего, 
частью потока сознания героев, в который должен войти читатель, чтобы ощутить 
изнутри их мир. И это придает определенный релятивистский характер роману…»
      Интересную оценку роману Фолкнера дал ЖанПоль Сартр. Он утверждал, что 
Фолкнер стремится создать нечто подобное движению, остановленному во времени: 
«У Фолкнера никогда нет прогресса, ничего, что может прийти из будущего. 
Настоящее не содержит в себе будущих событий, которых мы ожидаем… ничто не 
происходит, все уже произошло. Это позволяет нам понять странную формулу одного 
из героев: «Я не есть. Я был»».
      Сартр уподобляет монолог героя Фолкнера падению самолета в воздушную яму: 
«В каждом пункте сознание героя падает в прошлое и поднимается опять, чтобы 
упасть снова. Настоящее не существует, оно становится. Все было».
      Приемы, найденные в этом романе, Фолкнер использовал и в своем следующем 
романе «На смертном одре» (1930).
      Следующий роман писателя «Святилище» (1931) воспринимается как крик 
отчаяния, безнадежности в пустыне, именуемой современным обществом. Здесь 
Фолкнер показал гангстера Пучеглазого, человека жестокого и бездушного. «Но, – 
говорил Фолкнер, – для меня он еще одно потерянное человеческое существо. Он 
стал символом зла в современном обществе по совпадению, но я пишу не об идеях, 
не о символах, а о людях».
      Возможно, самым художественно совершенным произведением Фолкнера является 
роман «Свет в августе» (1932). Во главе охоты, которая заканчивается варварски 
жестокой расправой над главным героем Джо Кристмасом, стоит Перси Гримм, 
законченный образец расиста. О нем Фолкнер сказал, что он фашист, «который 
спасает белую расу, убивая Кристмаса. Я придумал его в 1931 году. До тех пор 
пока Гитлер не появился в газетах, я не сознавал, что создал наци раньше, чем 
он».
      В романе «Авессалом, Авессалом!» (1936) Фолкнер дал глубокое, беспощадное 
и художественно убедительное исследование легенды о «славном» прошлом Юга.
      Следующий роман писателя «Непобежденные» (1938) посвящен событиям 
гражданской войны, а главным героем вновь становится полковник Джон Сарторис.
      Конец этого плодотворного творческого периода отмечен дилогией «Дикие 
пальмы» (1939) и романом «Сойди, Моисей» (1942) – фамильной хроникой в шести 
повестях.
      В эти годы писатель проводил большую часть времени в Голливуде: с целью 
заработка он писал сценарии для компании «МетроГолдвинМейер». Мучимый тоской 
по дому, большую часть свободного времени, которое оставалось от работы, 
Фолкнер проводил в запоях и потому постоянно лечился от алкоголизма.
      В 1942 году появляется рассказ «Медведь», один из лучших в мировой 
литературе. Сам Фолкнер говорил об этом сочинении так: «Это вещь символическая. 
Это история не только мальчика, но каждого человеческого существа, которое 
вырастает, чтобы соревноваться с землей, с миром. Медведь представляет собой не 
зло, а процесс устаревания… Мальчик узнает от этого медведя не о медведях, – он 
узнает о мире, о человеке. О мужестве, о жалости, об ответственности».
      В романе 1948 года «Осквернитель праха» писатель наиболее четко и зрело 
выразил свое мнение о проблеме расовых отношений.
      В 1949 году Фолкнеру присуждают Нобелевскую премию «за его значительный и 
с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного 
американского романа».
      В речи при вручении ему высокой награды Фолкнер говорил о долге и 
ответственности писателя: «Я отказываюсь верить в вырождение человека… Я верю, 
что человек не только вытерпит, но и победит… Долг писателя, долг поэта – 
писать об этом. Почетная обязанность писателя – помогать человеку переносить 
все тяготы, возвышая его дух, напоминая ему о мужестве, и чести, и гордости, и 
сострадании, и жалости, и жертвах – обо всем, что было его славой в прошлом. 
Слово поэта не должно быть простой записью дел человеческих – оно должно быть 
прочной опорой, помогающей человеку выстоять и победить».
      Долгое время воплощая в литературе «американскую мечту», Фолкнер показал 
целые поколения аристократов духа – Сарторисов, Компсонов, Маккалемов. Позднее 
писатель покажет распад благородных родов и семей. Их место займет 
беспринципный Флем Сноупс. Первый роман трилогии о семье Сноупсов появился в 
1940 году, а затем вышли «Город» (1957) и «Особняк» (1959).
      Б. Грибанов отмечает: «Именно Флем Сноупс, человек без чести и совести, 
без принципов и убеждений, без человеческих эмоций и слабостей, хитрый, 
пронырливый, точно знающий, что в окружающем его мире ценятся только деньги и 
ничто другое, именно Флем Сноупс в отличие от многих героев Фолкнера – 
рефлексирующих идеалистов вроде Гэвина Стивенса, пытавшегося бороться со 
Сноупсом и сноупизмом, – оказывается человеком, приспособленным для 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 219
 <<-