|
что, когда в 1919 году он выпустил под псевдонимом роман «Демиан», никто из
увлеченных его читателей (а среди них был и Томас Манн) не угадал в авторе
Гессе. Написать эту книгу мог, казалось, лишь человек начинающий и молодой. Со
всей непосредственностью молодости роман передавал смятение ума и чувств,
вызванное столкновением юного героя Синклера с хаосом действительности. Новой
для Гессе была необычайная интеллектуальная напряженность этого романа. Как
потом в «Степном волке», автору будто недоставало одной перспективы, взгляда на
своего героя и мир с одной неподвижной точки. Все в жизни сместилось, и Гессе
видел, как в светлой гармонии обозначились провалы, а где все как будто пропало,
в низинах и в пропастях жизни, неожиданно забрезжил свет. Война одним ударом
разрушила прежнюю камерность его творчества.
«Демиан», а позже роман «Степной волк» соотнесли катастрофическую
современность с внутренней действительностью человека. В романе «Демиан» война
вторгалась в мир героев лишь на последних страницах; в «Степном волке»
политические события не затрагивались вовсе. Но на всем протяжении обоих
романов писатель занят выяснением связей мировой бойни с душевной жизнью
Синклера – героя «Демиана», примерного мальчика, вроде того, которого поразила
однажды встреча с нищим, или же связей предфашистской ситуации в Германии с
состоянием души Гарри Галлера – героя «Степного волка». Писателя будто не
занимают ни широкий внешний мир, ни его законы. Но его глубоко занимает
состояние души его героев».
В 1924 году Герман Гессе принял швейцарское подданство. На закате дней
его часто называли «мудрецом из Монтаньолы». В том же году он женится на
швейцарской певице Рут Венгер, но их брак продлился всего три года.
В 1927 году выходит в свет роман «Степной волк», ставший бестселлером.
Роман, по словам самого писателя, стал «отчаянным предостережением», протестом
против грядущей войны и против позиции невмешательства. Герой «Степного волка»,
писатель Гарри Галлер (прототипом его является сам Герман Гессе), –
интеллигентодиночка, противник милитаризма и войны. Он не может смириться с
окружающей его ложью. Это Галлера автор называет «степным волком», одиноким
зверем, не приемлющим стадных законов, по которым живут обыватели.
В 1929 году Гессе добился очередного успеха, опубликовав повесть «Нарцисс
и Златоцвет». Предметом повествования стала полярность духовной и мирской жизни,
что было темой, типичной для того времени.
Еще через два года писатель в третий раз женился – на этот раз на Нинон
Долбин, австриячке, историке искусства по профессии. Гессе жил в Монтаньоле
уединенно, вне партий и литературных группировок. Но при его пресловутом
«отказе от политики» общественная позиция Гессе была прогрессивна, его
конкретные политические высказывания отличались большой зрелостью.
Ситуацию в Германии он расценивал мрачно и, как стало ясно через короткий
срок, прозорливо. Не веря в способность веймарской демократии остановить фашизм,
он ответил в 1931 году отказом на предложение стать действительным членом
Прусской академии искусств: участие писателя в общественной жизни этого
«шаткого и мрачного» государства казалось ему бесперспективным. В марте 1931
года он писал сестре Адели: «Если Гитлер придет к власти, мы, конечно,
окончательно потеряем все – не только деньги и безопасность, но все – и духовно,
морально».
В конце 1930 года Гессе начал работать над романом «Игра в бисер», в
котором поднял на небывалую высоту вопрос о гармонии духовной и мирской жизни.
Действие утопического произведения происходит в XXII веке, в эпоху войн, хаоса,
бессмысленного времяпрепровождения. Житейской суете противостоит Касталийский
орден – элита интеллектуалов и художников, занятых чистым творчеством.
Е. Маркович пишет: «Перед нами глубокое философское произведение одного
из крупнейших немецких писателей XX столетия, раздумья его о судьбах мира и
цивилизации, о судьбах того, что ему особенно близко, – о судьбах искусства. И
это не холодные размышления: за внешне спокойным повествованием скрывается
сокровеннейший вопрос: «Что же будет с духовностью, что же будет с искусством в
современном мире?» А значит, и с человеком, ибо для гуманиста Гессе судьба наук
и искусств неразрывно связана с судьбой человека, с условиями развития
человеческой личности».
«Игра в бисер» была завершена в 1943 году. Позднее в январе 1955 года
Гессе в одном из писем писал о том, что Касталия стала его отповедью фашизму,
попыткой восславить духовность в «чумном, отравленном мире». В то же время
Гессе ставил вопрос о необходимости спасения «духа», о том что ради этого
спасения интеллигенция должна покинуть свою изолированную Касталию и обрести
свое «служение» в мире практики. Он писал: «Имеется множество людей, для
которых Касталия реальна так же, как для меня».
Как верно замечает Н. Павлова: «Касталия продолжает существовать, как
свидетельствует сам факт записи легенды о Кнехте, и через много лет после его
гибели. По отношению же к эпохе мировых войн и политической катастрофы в
Германии, по отношению к «фельетонному веку» Касталия – это будущее. Изменив
перспективу времен, властью своей превратив катастрофическое настоящее в
далекое прошлое, Гессе восславил вопреки торжествовавшему тогда фашизму – нет,
не Касталию, а саму необоримую мощь человеческого духа и вечно возрождающееся в
людях желание поднять голову и воспарить душой».
Вместе со спорами вокруг романа к автору пришло широкое признание. Об
«удивительном подарке», который Гессе сделал интеллектуальному миру и ему лично
своим «великолепно зрелым и богатым романоммонументом», писал Герману Гессе в
начале 1945 года его друг Томас Манн.
В 1946 году Гессе присудили Нобелевскую премию в области литературы «за
|
|