|
задерживаясь надолго. В январе 1894 года Бунин посетил в Москве Льва Толстого.
Отголоски этики Толстого, его критики городской цивилизации слышны в рассказах
Бунина. Пореформенное оскудение дворянства вызывало в его душе ностальгические
ноты («Антоновские яблоки», «Эпитафия», «Новая дорога»). Бунин гордился своим
происхождением, но был равнодушен к «голубой крови», а ощущение социальной
неприкаянности переросло в стремление «служить людям земли и Богу вселенной, –
Богу, которого я называю Красотою, Разумом, Любовью, Жизнью и который проникает
все сущее».
В 1896 году вышла в переводе Бунина поэма Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате».
Он также перевел Алкея, Саади, Петрарку, Байрона, Мицкевича, Шевченко, Бялика
и других поэтов. В 1897 году в Петербурге издана книга Бунина «На край света» и
другие рассказы.
Перебравшись на берег Черного моря, Бунин стал сотрудничать в одесской
газете «Южное обозрение», печатал свои стихи, рассказы, литературнокритические
заметки. Издатель газеты Н.П. Цакни предложил Бунину принять участие в издании
газеты. Тем временем Ивану Алексеевичу приглянулась дочь Цакни Анна Николаевна.
23 сентября 1898 года состоялась их свадьба. Но жизнь у молодых не сложилась. В
1900 году они развелись, а в 1905 году скончался их сын Коля.
В 1898 году в Москве вышел сборник стихов Бунина «Под открытым небом»,
упрочивший его известность. Восторженными отзывами был встречен сборник
«Листопад» (1901), отмеченный вместе с переводом «Песни о Гайавате» Пушкинской
премией Петербургской Академии наук в 1903 году и снискавший Бунину славу
«поэта русского пейзажа». Продолжением поэзии явилась лирическая проза начала
века и путевые очерки («Тень птицы», 1908 год).
«Поэзия Бунина уже тогда отличалась преданностью классической традиции,
эта черта в дальнейшем пронижет все его творчество, – пишет Е.В. Степанян. –
Принесшая ему известность поэзия сложилась под влиянием Пушкина, Фета, Тютчева.
Но она обладала только ей присущими качествами. Так, Бунин тяготеет к
чувственноконкретному образу; картина природы в бунинской поэзии складывается
из запахов, остро воспринимаемых красок, звуков. Особую роль играет в бунинской
поэзии и прозе эпитет, используемый писателем как бы подчеркнуто субъективно,
произвольно, но одновременно наделенный убедительностью чувственного опыта».
Не приемля символизм, Бунин вошел в объединения неореалистов –
товарищество «Знание» и московский литературный кружок «Среда», где читал чуть
ли не все свои произведения, написанные до 1917 года. В то время Горький считал
Бунина «первым писателем на Руси».
На революцию 1905–1907 годов Бунин откликнулся несколькими декларативными
стихотворениями. Писал о себе как о «свидетеле великого и подлого, бессильном
свидетеле зверств, расстрелов, пыток, казней».
Тогда же Бунин встретил свою настоящую любовь – Веру Николаевну Муромцеву,
дочь Николая Андреевича Муромцева, члена Московской городской управы, и
племянницу Сергея Андреевича Муромцева, председателя Государственной Думы. Г.В.
Адамович, много лет хорошо знавший Буниных во Франции, писал, что Иван
Алексеевич нашел в Вере Николаевне «друга не только любящего, но и всем
существом своим преданного, готового собой пожертвовать, во всем уступить,
оставшись при этом живым человеком, не превратившись в безгласную тень».
С конца 1906 года Бунин и Вера Николаевна встречались почти ежедневно.
Так как брак с первой женой не был расторгнут, повенчаться они смогли лишь в
1922 году в Париже.
Вместе с Верой Николаевной Бунин совершил в 1907 году путешествие в
Египет, Сирию и Палестину, в 1909 и 1911 годах был у Горького на Капри. В
1910–1911 годах он посетил Египет и Цейлон. В 1909 году Бунину во второй раз
присудили Пушкинскую премию и он был избран почетным академиком, а в 1912 году
– почетным членом Общества любителей русской словесности (до 1920 года –
товарищ председателя).
В 1910 году писатель написал повесть «Деревня». По словам самого Бунина,
это было начало «целого ряда произведений, резко рисующих русскую душу, ее
своеобразные сплетения, ее светлые и темные, но почти всегда трагические
основы». Повесть «Суходол» (1911) – исповедь крестьянки, убежденной в том, что
«у господ было в характере то же, что и у холопов: или властвовать, или
бояться». Герои рассказов «Сила», «Хорошая жизнь» (1911), «Князь во князьях»
(1912) – вчерашние холопы, теряющие образ человеческий в стяжательстве; рассказ
«Господин из СанФранциско» (1915) – о жалкой смерти миллионера. Параллельно
Бунин рисовал людей, которым некуда приложить свою природную одаренность и силу
(«Сверчок», «Захар Воробьев», «Иоанн Рыдалец» и др.). Заявляя, что его «более
всего занимает душа русского человека в глубоком смысле, изображение черт
психики славянина», писатель искал стержень нации в фольклорной стихии, в
экскурсах в историю («Шестикрылый», «Святой Прокопий», «Сон епископа Игнатия
Ростовского», «Князь Всеслав»). Усилила эти поиски и Первая мировая война,
отношение к которой Бунина было резко отрицательным.
Октябрьская революция и гражданская война подытожили это
социальнохудожественное исследование. «Есть два типа в народе, – писал Бунин.
– В одном преобладает Русь, в другом – Чудь, Меря. Но и в том и другом есть
страшная переменчивость настроений, обликов, «шаткость», как говорили в старину.
Народ сам сказал про себя: «Из нас, как из древа – и дубина, и икона», – в
зависимости от обстоятельств, от того, кто древо обработает».
Из революционного Петрограда, избегая «жуткой близости врага», Бунин
уехал в Москву, а оттуда 21 мая 1918 года в Одессу, где был написан дневник
«Окаянные дни» – одно из самых яростных обличений революции и власти
большевиков. В стихотворениях Бунин называл Россию «блудницей», писал,
|
|