|
хотелось показать историческую прозорливость Петра, его патриотизм, преданность
исконным интересам России».
Незабываемы Н. Черкасов в роли царевича Алексея, М. Жаров в роли
Меншикова, М. Тарханов — Шереметьев, В. Гардин — Толстой, А. Тарасова —
Екатерина, И. Зарубина — Ефросинья. Все эти роли были сыграны в лучших
традициях русской реалистической актёрской школы.
Николай Черкасов писал в своей книге: «Создавая образ царевича Алексея,
я стремился, чтобы он предстал перед зрителями не только в своём ничтожестве и
бессилии, но и как человек, не лишённый характера, активных волевых черт,
старался представить его не только как слепое орудие, но и как сознательную
силу в руках реакционных деятелей петровского времени».
При просмотре отснятого материала Толстой отметил верность и полноту
характеристики царевича Алексея.
Исполнительница роли Екатерины Алла Тарасова внесла в фильм обаяние
жизнерадостного и непосредственного характера, заботливость любящей женщины,
радость счастливой матери. Но Екатерина могла быть и властной, гордой и сильной.
Особенно проявляется сила характера Екатерины в сценах после сближения с
Петром, когда она становится подругой и сподвижницей царя.
Через весь фильм проходит образ ближайшего сподвижника царя Александра
Меншикова. Михаил Жаров наделил его большим жизнелюбием, бойкостью,
сметливостью, юмором и лукавством.
Для того чтобы почувствовать аромат эпохи и найти соответствующее
настроение и даже интонацию при характеристике своего героя, Жаров переночевал
однажды в Летнем дворце на Неве, постелив тулуп на полу. А когда утром в дверь
вошёл Алексей Толстой, чтобы вместе поехать на съёмки, у Жарова както само
собой вырвалось меншиковское обращение: «Мин херц!», с которым он долгое время
не расставался.
Эти полюбившиеся Жарову слова так прилипли к нему, что актёр чувствовал
их своими собственными и невольно выпалил всесоюзному старосте М.И. Калинину,
когда получал из его рук орден за работу в «Петре Первом».
Владимир Петров был очень хорошим монтажёром, его монтажные комбинации
обычно тщательно продумывались заранее, а иногда он блестяще импровизировал за
столом, поэтому умелое монтажное сочетание таких кадров, снятых к тому же в
разных, заранее задуманных ритмах, приводило в большинстве случаев к очень
сильному по своей выразительной динамике эффекту, например в сценах «Снятие
колоколов», «Штурм шведской крепости» и т.д. Но при всём этом основные сцены
носили камерный характер, строились главным образом на средних и более крупных
планах.
Прекрасную музыку для «Петра Первого» написал Владимир Владимирович
Щербачев.
…В сентябре 1937 года первая серия «Петра I» вышла на экраны страны.
Съёмочная группа присутствовала на премьере картины в Ленинграде — она
состоялась в новом кинотеатре «Гигант». В Москве фильм демонстрировался сразу в
пятнадцати крупных кинотеатрах. За первые одиннадцать дней его посмотрели в
стране миллион шестьсот тысяч зрителей. Успех был огромный. Членам съёмочной
группы «Петра I»: А. Толстому, В. Петрову, М. Жарову, Н. Черкасову, А.
Тарасовой были вручены правительственные награды.
Одновременно фильм показали и на Международной выставке в Париже, где он
получил «Гранпри». Сеансы шли при переполненных залах. «Это большая
историческая фреска, которая делает честь советской кинематографии.
Великолепный фильм… полон страсти», — писала парижская газета «Эвр».
Русским киношедевром назвала картину американская печать. Кинокритики
включили первую серию в число десяти лучших фильмов года. Известный
американский режиссёр, мастер историкобиографического фильма Уильям Дитерле
сказал о «Петре Первом», что это «один из прекраснейших фильмов, когдалибо
созданных».
10 апреля 1938 года начались съёмки второй серии картины, посвящённой
второй половине царствования Петра, тому периоду, когда «в искушеньях долгой
кары перетерпев судеб удары, окрепла Русь». Она открывается Полтавским боем.
Батальные сцены на этот раз снимались на Одесской киностудии. В июле на
юг отправили 28 вагонов с грузом: костюмы, обувь, ружья и пушки для петровской
и шведской армий, киноаппаратура, пиротехника, несколько ящиков с гримом —
бородами, усами, париками. Из Эрмитажа взяли на время подлинные царские кареты.
Часть территории кинофабрики превратили в Троицкую площадь Петербурга — здесь
снимали финал картины. Неподалёку приспособили для съёмок большое поле, где
должна была развернуться Полтавская баталия.
В Одессе киноэкспедицию встретил палящий зной, настоящее солнечное пекло.
Но столь же неутомимо и самоотверженно работал коллектив — поджимали сроки.
Симонов и Жаров вместе с Петровым и оператором Владимиром Яковлевым (он
снимал вторую серию) обошли и тщательно осмотрели съёмочную площадку. Потом
совершили поездку на судоремонтный завод в город Херсон, где бригады плотников
работали над воссозданием «петровской флотилии» — несколько десятков
современных кораблей и парусников «загримировали» под военную эскадру XVIII
века.
Съёмки без перерыва продолжались весь август. В середине сентября зной
сменился небывалым в эту пору похолоданием, шквалистыми дождями.
Вторая серия «Петра I» вышла на экраны в 1939 году. С 7 марта «звуковой,
художественный, исторический фильм» (так комментировала афиша) начал
демонстрироваться сразу в девяти крупнейших ленинградских кинотеатрах.
Стало больше крупных планов царя и, что особенно важно, зазвучали
|
|