Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Мусский И.А. -100 великих отечественных кинофильмов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 202
 <<-
 
мог бы дополнить этот список немалым числом запомнившихся ему, привлёкших его 
симпатии кинолент.
      В отборе фильмов автор стремился представить художественное многообразие 
отечественного киноискусства. В книгу включены также произведения, пусть не 
претендующие на высокую оценку в целом, но сыгравшие в судьбе зрителей 
исключительно важную роль. Ныне такие фильмы именуются «культовыми».
      И последнее. Знаменитым фильмам посвящены специальные искусствоведческие 
исследования, книги, монографии. Автору же настоящего издания, в связи с 
объёмом книги, пришлось ограничиться краткими текстами.
      
«ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ» 
      
      Производство фирмы «А. Ханжонков и К», 1911 г. Режиссёры В. Гончаров, А. 
Ханжонков. Операторы А. Рылло, Л. Форестье. Художники Б. Михин, В. Фестер. 
       
      Прошло всего лишь три года после выхода на экраны российского игрового 
первенца, семиминутной ленты «Понизовая вольница», когда в 1911 году была 
выпущена уже полнометражная российская картина «Оборона Севастополя», 
поражавшая новизной, постановочным размахом, зрелищной выразительностью. 
Невероятной казалась и продолжительность фильма: один час сорок минут. Эпизоды 
из истории Крымской войны 1853—1856 годов были приближены к действительности и 
перемежались документальными съёмками с подлинных мест событий.
       Честь создания «Обороны Севастополя» делят между собой пионеры 
российского кино — А. Ханжонков и В. Гончаров. Оба были авторами сценарного 
плана съёмок, оба равно режиссировали. Но инициатива создания картины целиком 
принадлежала Гончарову, и, кроме того только благодаря его энергии и 
настойчивости съёмки были проведены в рекордно короткий срок.
       Первый профессиональный русский кинорежиссёр Василий Михайлович Гончаров 
был необычной и в то же время типичной фигурой для раннего периода русского 
кино. Всю жизнь проработав на различных должностях в железнодорожном ведомстве, 
он на склоне лет неожиданно для всех стал ведущим творческим работником кино. В 
1905 году он побывал в Париже, где в течение двух недель наблюдал, как ставят 
картины режиссёры у Патэ и Гомона. Вернувшись в Москву, Гончаров занялся 
производством русских картин: написал сценарий «Понизовой вольницы», снял 
фильмы «Песнь про купца Калашникова», «Преступление и наказание», 
«Ванькаключник» (Все — 1909 г.). По отзывам современников, это был человек 
энергичный, самоуверенный и настойчивый. Он смог довольно быстро освоить 
начальную технику киносъёмки.
       Александр Алексеевич Ханжонков — первый русский кинопредприниматель и 
кинодеятель, основатель лучшей в стране дореволюционной кинофабрики, собравший 
у себя артистов и литераторов для работы в кино. 27летний русский офицер из 
старого, уважаемого, но обедневшего казачьего рода, в 1905 году забрёл в 
«биограф» — так в ту пору назывались кинотеатры, не думая, не гадая, что идёт 
навстречу своей судьбе…
       Начального капитала не было, но Александр Алексеевич знал, что, выйдя в 
отставку, получит 5000 рублей. Ханжонков находит компаньона, и поначалу фирма 
успешно занимается посреднической деятельностью, закупает киноленты за границей 
для проката в России. Затем фирма Ханжонкова начинает производство собственных 
фильмов.
       Александр Алексеевич рассказывает в своих мемуарах, что Гончаров 
буквально навязал ему постановку «Обороны Севастополя». Сам он считал 
преждевременным браться за столь сложную картину. Только чтобы «отвязаться» от 
Гончарова, Ханжонков предложил ему съездить в Петербург, попытаться получить 
царское соизволение на постановку исторической картины и заручиться, вопервых, 
поддержкой армии и флота и, вовторых, разрешением снимать в окрестностях 
Севастополя. Ко всеобщему удивлению, Гончаров получил и «соизволение», и 
разрешение, и обещание выделить консультантов и необходимые части войск для 
массовых сцен.
       В начале 1911 года в прессе появилось сообщение: «С высочайшего 
соизволения Его Императорского Величества государя императора, фабрикант 
русских кинематографических картин, состоящий в запасе по войску Донскому, 
есаул Ханжонков, приступает к съёмке грандиозной батальной картины „Осада 
Севастополя“». Одновременно сообщалось, что съёмки будут производиться на 
подлинных местах боев.
       Картина тщательно готовилась фирмой «А. Ханжонков и К» с помощью 
историков и военных консультантов, использовавших свидетельства очевидцев и 
участников боев.
       «Оборона Севастополя» не являлась прямой экранизацией какоголибо 
конкретного произведения, хотя влияние литературных художественных произведений 
и мемуаров о Крымской войне на этот фильм было несомненным.
       Художники Б. Михин и В. Фестер написали хорошие декорации. В костюмерной 
Пинягина были отобраны сотни мундиров и предметов амуниции для русских солдат и 
матросов, оборонявших Севастополь, а также дли французов, англичан, турок и 
сардинцев, осаждавших крепость. Особое внимание было уделено костюмам 
руководителей героической обороны — адмирала Нахимова и генерала Тотлебена. 
Было заготовлено несколько мешков дымовых гранат, куплена новая съёмочная 
камера.
       Адмиралов Нахимова и Корнилова, хирурга Пирогова, матроса Кошку, сестру 
милосердия Дашу Севастопольскую играли лучшие актёры ханжонковской кинотруппы, 
причём создатели картины стремились воспроизвести портретное сходство с 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 202
 <<-