|
неизменным до конца XVIII века. Редко какое открытие бывало так кстати, как
изобретение печатного станка. Насколько книгопечатание отвечало насущным
потребностям человечества, показали уже первые годы после раскрытия тайны
Гутенберга. Сотни типографий, одна за другой, возникли в разных городах Европы.
К 1500 году было выпущено по всей Европе до 30 тысяч различных названий книг.
Стараясь сделать свои издания более привлекательными, мастера снабжали свои
книги иллюстрациями — сначала чернобелыми, а потом и цветными (сам Гутенберг
печатал книги без иллюстраций), оформляли их прекрасными заглавными листами. В
1516 году венецианский художник Уго да Карпи довел способ печатания цветных
иллюстраций до совершенства. Он разлагал картину на несколько тонов (обычно
34), для каждого тона делал отдельную доску и вырезал на ней только те места,
которые должны были данными цветами отпечататься на бумаге. Сначала печатались
на листе места одного цвета, потом — другого. Сам Уго да Карпи был прекрасным
копировальщиком и напечатал таким образом копии многих картин, главным образом
Рафаэля.
Печатание текстов происходило следующим образом. Сначала наборщик набирал
текст из свинцовых литер. Строками, как уже говорилось, служили специальные
линейки — верстатки. Они представляли собой продолговатую коробочку, открытую
сверху и с одного бока. Когда набирался один ряд нужной длины, наборщик
выравнивал строку с помощью заключки — уменьшал или увеличивал пробелы между
словами вынимая или вставляя шпации — тонкие кусочки словолитного металла без
литер, имевшие определенную ширину. После заполнения верстатки ее устанавливали
на наборную доску. Когда набор страницы заканчивался, доску брали в рамку,
чтобы литеры не рассыпались.
Печатный станок являл собой массивное сооружение, прикрепленное брусьями
к полу и потолку. Главной его частью был пресс с рычагом, под которым находился
плоский стол — талер. Этот талер был устроен так, что мог выдвигаться изпод
пресса. На талер ставили набор двух или нескольких страниц (до 32), сколько их
помещалось в зависимости от размера. Краской смазывали все выпуклые части
набора. Чтобы бумага при печатании не соскальзывала с набора, использовали
специальное приспособление — декель, снабженный двумя или тремя остриями
(графейками). Он прикреплялся к передней части талера на шарнирах. Перед
началом печатания мастер брал несколько листов бумаги (1020), тщательно
выравнивал их по краям и нанизывал на графейки. Сверху эти листы прикрывались
рамкой (рашкетом), которая крепилась к декелю также на шарнирах. Рашкет
закрывал поля бумаги и середину листа, то есть все части, которые должны были
оставаться чистыми. После этого декель опускался на набор, так что нижний лист
плотно прижимался к набору. Талер подвигали под пресс и при помощи рычага
прижимали пиан (верхнюю доску) к декелю. Затем пресс поднимали, выдвигали весь
аппарат с бумагой, поднимали рашкет и снимали с графеек напечатанный лист. Для
того чтобы получить лучший оттиск, бумагу слегка смачивали водой. Поэтому
готовые листы просушивали на веревке. После сушки делали оттиск на другой
стороне листа. Затем листы поступали к переплетчику.
27. ТЕЛЕСКОП
Подобно очкам, зрительная труба была создана человеком, далеким от науки.
Декарт в своей «Диоптрике» так повествует об этом важном изобретении: «К стыду
истории наших наук столь замечательное изобретение было впервые сделано чисто
опытным путем и притом благодаря случаю. Около тридцати лет тому назад Яков
Мециус, „человек, никогда не изучавший наук“, полюбивший устраивать зеркала и
зажигательные стекла, имея для этого различной формы линзы, вздумал посмотреть
через комбинацию выпуклого и вогнутого стекла, а затем так удачно установил их
на двух концах трубы, что совершенно неожиданно получил первую зрительную
трубу». Говорят, что на это его подтолкнули дети, игравшие со стеклами.
Таким образом, первая зрительная труба появилась в Нидерландах в начале
XVII века. Причем ее изобрели, кроме Мециуса, независимо друг от друга сразу
несколько человек. Все они были не ученыеоптики, а обычные ремесленники. Один
из них — очковый мастер из Миддельбурга Иоанн Лепперсгей — в 1608 году
представил созданную им трубу Генеральным Штатам. Услышав об этой новинке,
знаменитый итальянский ученый Галилео Галилей писал в 1610 году: «Месяцев
десять тому назад дошел до наших ушей слух, что некий бельгиец построил
перспективу (так Галилей называл телескоп), при помощи которой видимые предметы,
далеко расположенные от глаз, становятся отчетливо различимы, как будто они
были близко». Принципа работы телескопа Галилей не знал, но он был хорошо
осведомлен в законах оптики и вскоре догадался о его устройстве и сам
сконструировал зрительную трубу. «Сначала я изготовил свинцовую трубку, — писал
он, — на концах которой я поместил два очковых стекла, оба плоские с одной
стороны, с другой стороны одно было выпуклосферическим, другое же вогнутым.
Помещая глаз у вогнутого стекла, я видел предметы достаточно большими и
близкими. Именно, они казались в три раза ближе и в десять раз больше, чем при
рассмотрении естественным глазом. После этого я разработал более точную трубу,
которая представляла предметы увеличенными больше чем в шестьдесят раз. За этим,
не жалея никакого труда и никаких средств, я достиг того, что построил себе
орган настолько превосходный, что вещи казались через него при взгляде в тысячу
раз крупнее и более чем в тридцать раз приближенными, чем при рассмотрении с
помощью естественных способностей». Галилей первым понял, что качество
изготовления линз для очков и для зрительных труб должно быть совершенно
различно. Из десяти очковых лишь одна годилась для использования в зрительной
трубе. Он усовершенствовал технологию изготовления линз до такой степени, какой
|
|