|
Еврейская история до Давида представляется спутанным клубком мелких
межплеменных стычек. Его царствование объединило евреев и получило
международный отклик. По примеру Давида обетование Бога еврейским народом, с
каждой живой душой на Земле вошло в повседневную жизнь с помощью гуманного
способа правления, конституционной монархии или – по выражению преосвященного
Пола Джонсона – «теократической демократии».
Давид не был монархом восточного типа, не навязывал абсолютистского
диктата своим подданным. Воля народа ограничивала в большой степени его
поступки. Будучи глубоко религиозным человеком, он отвергал тиранию и искал
способ обеспечения торжества справедливости. Его концепции свободы и
ответственности имели важные исторические последствия, в дальнейшей истории
послужив моделями конституционного правления в Америке и Европе восемнадцатого
и девятнадцатого веков.
На протяжении столетий вновь и вновь изучалось и обсуждалось становление
личности Давида. Он был более популярным, чем его предшественник – помраченный
рассудком воитель Саул, и более способный, чем его любимый друг и сын Саула
Ионафан. Сам образцовый полководец, Давид не сумел удержать под контролем
собственную семью. Три его сына трагически погибли, открыто выступив против
установленного порядка.
Любовная связь Давида с замужней женщиной Вирсавией имела
катастрофические последствия. Увидев ее купающейся в бассейне на террасе, Давид
влюбился в нее, зазвал в свой дворец, соблазнил ее, и она забеременела от него.
В попытке скрыть акт прелюбодеяния Давид приказал ее мужу Урию вернуться из
похода и побыть с Вирсавией. Урия же не стал спать с женой и тем самым не дал
узаконить ее беременность. Давид пошел на новое ухищрение, приказав отправить
ее мужа на передовую, т. е. на верную смерть. Когда пророк Натан выдвинул
против него обвинение, царь Давид покаялся, просил прощения и проявил смирение
перед Богом (ктото может сказать, что поступки Давида были наказуемы смертью,
но цари явно могли жить по иным правилам, оставляя при этом поэтические образцы
для раздумий грядущих поколений). Вирсавия позже родила Соломона, достойного
преемника Давида.
Ради укрепления своей власти Давид преобразовал состоявшее из враждующих
племен общество в государство с централизованным общенациональным
правительством. Подобно многим удачливым историческим правителям Давид был
весьма искусным полководцем, научившимся у филистимлян пользоваться их новым
железным оружием. Во время возникшего после смерти Саула вакуума власти Давид
покорил разбойничавших филистимлян и других местных разбойников, захватывая и
перераспределяя их земли между племенами в обмен на их верность единому
государству.
Одним смелым рейдом Давид овладел Иерусалимом (проникнув в него через
подземный водовод) и сделал его столицей своего объединенного царства.
Иерусалим находился на перекрестке между Израилем на севере и Иудеей на юге и
имел доступ к древним торговым путям.
Дабы показать свою покорность Богу и облачить свое царство в религиозные
доспехи, Давид перевез в Иерусалим Ковчег Завета и задумал построить большой
храм. Иерусалим стал «Городом Давида», местом нахождения Второго храма Ирода,
распятия Христа, местом римских массовых кровопролитий, вторжений крестоносцев,
турок и англичан (среди многих прочих) и нынешнего кнессета Израиля. Иерусалим
остается и сегодня центром и средоточием западной религии и политики.
Евреи нашего времени считают, что золотой век царствования Давида
определил их национальную самобытность. Шестиконечная звезда Давида, которую
носит еврейский народ и которая украшает израильский флаг, символизирует их дом
– вечный Сион. Обитатели крошечного государства Израиль давно считают себя
нацией «давидов», сплоченных в стойкую армию, готовую в любую минуту победить
«голиафов» Ближнего Востока. Евреи хранят память об эре Давида, служащей
идеалом для современных израильтян.
На протяжении долгих столетий до Иисуса евреи верили в то, что Мессия,
или Помазанник Божий будет прямым потомком Давида. И в самом деле Иисуса при
жизни неоднократно называли «сыном Давида», а авторы Евангелия постарались
отобразить его генеалогию. Подобно Давиду Иисус, как сказано, родился в
Вифлееме. Давид, как предтеча Иисуса, стал образцом для первых европейских
королей. Карл Великий получил прозвище «новый Давид». Открытые отношения Давида
с пророком Натаном (перед которым Давид отвечал за свои грехи) были
использованы как прецедент в Средние века и во времена Возрождения многими
европейскими христианскими королями, желавшими узаконить свое правление
священным миропомазанием церкви. Для скульптура итальянского Возрождения
Донателло Давид был Аполлоном. Только в огромной мраморной статуе Микеланджело
можем мы ощутить уникальную харизму, силу духа, отвагу и человечность Давида.
Автор Псалмов Давид прославил свой народ и свое доброе имя через поэзию
просвещенного правления.
АННА ФРАНК
(1929–1945)
Вряд ли возможно представить себе смерть шести с лишним миллионов человек.
Подумайте о городе, в котором вы живете. Если только это не Москва, НьюЙорк
или Токио, численность его жителей, скорее всего, окажется значительно меньше
|
|