|
земли. Таких несчастных было более 12 тысяч семейств; многие погибали по
дороге. Новые землевладельцы, опираясь на особую милость царя, дозволяли
себе всякие наглости и произвол над крестьянами, жившими на их земле, и
вскоре привели их в такое нищенское положение, что казалось, будто неприятель
посетил эти края. Опричники давали царю особую присягу, которой
обязывались не только доносить обо всем, что они услышат дурного о царе, но
не иметь никакого дружеского сообщения, не есть и не пить с земскими людьми. Им
даже вменялось в долг насиловать, предавать смерти земских людей и
грабить их дома. Современники-иноземцы пишут, что символом опричников
было изображение собачьей головы и метла в знак того, что они кусаются, как
собаки, оберегая царское здравие, и выметают всех лиходеев.
Иван завел у себя в Александровской слободе подобие монастыря, отобрал
300 опричников, надел на них черные рясы сверх вышитых золотом кафтанов,
115
ИВАН ГРОЗНЫЙ
на головы - тафьи или шапочки; сам себя называл игуменом, Вяземского
назначил келарем, Малюту Скуратова - пономарем, сам сочинил для братии
монашеский устав и сам лично с сыновьями ходил звонить на колокольню. В
двенадцать часов ночи все должны были вставать и идти к продолжительной
полуночнице. В четыре часа утра ежедневно по царскому звону вся братия
собиралась к заутрене к богослужению. Оно длилось до семи часов утра. Сам
Грозный так усердно клал поклоны, что у него на лбу образовались шишки. В
восемь часов шли к обедне. Вся братия обедала в трапезной. Иван, как игумен, не
садился с ними за стол, но читал пред всеми житие святого, а обедал
уже после один. Все наедались и напивались досыта. Нередко после обеда
Иван ездил пытать и мучить опальных. Современники говорят, что он постоянно
дико
смеялся, глядя на мучения своих жертв В назначенное время отправлялась вечерня,
затем братия собиралась на вечернюю трапезу, отправлялось повечерие, и царь
ложился в постель. Итальянец Гваньини передает мрачные слухи, ходившие о
разврате царя: говорили, что опричники похищали для
него девиц и замужних женщин, и муж должен был еще радоваться, если жену
возвращали живой. Рассказывали, что отняв у одного дьяка жену и узнав, что
тот воспринял это как обиду, Грозный приказал повесить изнасилованную
над порогом его дома. У другого дьяка жена была повешена над его столом.
Летом 1569 г. явился к царю какой-то Петр, родом волынец, и донес, что
новгородцы хотят предаться польскому королю, что у них уже написана и
грамота об этом и положена в Софийском соборе за образом Богоматери.
Иван отправил в Новгород вместе с волынцем доверенного человека, который
действительно отыскал грамоту за образом и привез к царю. Подписи -
архиепископа
Пимена и других лучших горожан - оказались верными. Говорят,
что этот Петр, бродяга, наказанный новгородцами, из желания отомстить им
сам сочинил грамоту и необыкновенно искусно подделал подпись архиепископа и
других горожан. В Новгороде со страхом ждали кары, все знали, как
страшен царь в гневе, но то, что случилось, превзошло все ожидания.
Еще до прибытия Ивана в Новгород приехал его передовой полк. По царскому
повелению город тотчас окружили со всех сторон, чтоб никто не мог
убежать из него. 6 января, в пятницу, вечером Грозный приехал в Городище с
остальным войском и с 1500 московских стрельцов На другой день дано было
повеление перебить дубинами до смерти всех игуменов и монахов, которые
стояли на правеже, и развести тела их на кладбище, каждого в свой монастырь. 8
января, в воскресенье, царь дал знать, что приедет к Святой Софии к
обедне. Отслужив обедню, Грозный со всеми своими людьми пошел в столовую палату,
но едва уселся за стол и отведал пищи, как вдруг завопил. Это был
условный знак. Опричники схватили архиепископа Пимена и'бросились грабить его
владычную казну. Дворецкий Салтыков и царский духовник Евстафий с царскими
боярами овладели ризницей церкви Святой Софии, а отсюда
отправились по всем монастырям и церквам забирать в пользу царя церковную казну
и утварь.
Сам Иван поехал на Городище и начал там суд над теми новгородцами,
которые до его прибытия были взяты под стражу. Это были владычные бояре,
новгородские дети боярские, выборные городские и приказные люди и знатнейшие
торговцы. С ними вместе привезли их жен и детей. Собрав всю эту
116
|
|