|
Константинополь, брала съестных припасов (месячину), сколько хочет; причем
купцы
могли брать съестные припасы в продолжение шести месяцев - хлеб, вино, мясо,
рыбу, овощи; могли мыться в бане, сколько хотят, а
при возвращении домой могли брать у греческого царя на дорогу съестное,
якоря, канаты, паруса и все необходимое. Уступая в этом пункте, византийские
императоры постарались со своей стороны ввести торговлю с русью в
известные рамки: они установили, что русские, пришедшие не для торговли,
не могли требовать месячины; князь должен был запретить своим русским
грабить села в греческой стране; русские, пришедшие в Константинополь,
могли жить только в одном квартале - у монастыря святого Мамы, а не по
всему городу, как прежде. Причем императорские чиновники должны были
переписать их имена и только после этого давать им месячину. Входить в
столицу русские купцы могли отныне только через одни ворота, без оружия,
под присмотром императорских чиновников и не более, чем по 50 человек.
При соблюдении всех этих условий императоры обещали не чинить русским
купцам никаких препятствий и не брать с них пошлины.
Завершив войну выгодным миром, Олег со славой возвратился в Киев,
везя с собой, по словам летописца, "золото, и паволоки (род парчи), и плоды,
и вино, и всякое узорчье". Поход этот создал ему огромную популярность в
глазах не только руси, но и славян, которые прозвали своего князя Вещим.
Современный историк, однако, должен с большой осторожностью относиться
ко всем вышеприведенным рассказам русской летописи, так как греческие
хроники ни единым словом не упоминают об этом большом походе.
О смерти Олега летописец сообщает следующую легенду. "Как-то Олег
спросил волхвов и кудесников: "От чего я умру?" И сказал ему один кудесник:
"Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, - от него тебе
умереть!" Эти слова запали в душу Олегу, и он сказал: "Никогда не сяду на
него, и не увижу его больше". И повелел кормить коня и не водить к нему, и
прожил несколько лет, не видя его. Но на пятый год после возвращения из
Греции, Олег вспомнил о коне и спросил у старейшин и конюхов: "Где коньмой,
которого я приказал кормить и беречь?" Те же отвечали: "Умер". Олег
посмеялся над предсказанием кудесника, сказав: "Не право говорят волхвы,
но все то ложь. Конь умер, а я жив". Он захотел увидеть останки своего былого
товарища и приехал на то место, где лежали его голые кости и череп. И
16
когда слез с коня, то опять посмеялся и сказал: "От этого ли черепа должен я
принять смерть?" - и ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея
и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер Олег, и принял после него
власть Игорь". Произошло это в 912 г.
Приведенный рассказ не единственный в русских летописях. Есть и другая
версия, согласно которой Олег, передав власть Игорю, провел свои последние
годы на севере; могила его будто бы находилась в Ладоге. Современные
археологические раскопки в Ладоге дают основание предполагать, что именно при
Олеге в этом городе была возведена каменная крепость - одна из древнейших на
Руси.
ВЛАДИМИР СВЯТОЙ
Не многие деятели нашей истории
могут сравниться по значению с Владимиром Святым. Его правление ознаменовалось
множеством важных преобразований, глубоко повлиявших на все
дальнейшее течение русской жизни. Он
крестил Русь и ввел ее в семью цивилизованных народов, в которой она с самого
начала заняла далеко не последнее
место. Он достойным образом завершил
начатое Олегом дело собирания восточнославянских племен под рукой киевского
князя и закончил оформление русской государственности. Радея о могуществе и
безопасности страны, он предпринял целый ряд успешных боевых походов и сумел
разрешить одну из важнейших национальных задач того времени -
создал на южных границах мощный оборонительный рубеж против кочевников.
Сделанное им было так важно и значительно, что без преувеличения можно сказать
-
с княжения Владимира
началась одна из самых блестящих эпох в истории нашего народа.
Все это, однако, явилось не сразу. Жизненный путь Владимира не был
усыпан розами, и судьба не всегда была к нему благосклонна. Многое, в том
|
|