Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Сто великих Россиян
<<-[Весь Текст]
Страница: из 435
 <<-
 


КНЯЗЬ ОЛЕГ

как описана была, к примеру, деятельность Карла Великого Да и заслуги его
становятся понятны лишь тогда, когда ясно представляешь себе, чем были
наша страна и наш народ в первые десятилетия своего существования Поэтому. 
прежде чем говорить об Олеге, попробуем дать короткий очерк восточнославянского 

мира, каким он был в середине IX века

Еще Геродот, описывая природу Восточно-Европейской равнины, отмечал
ее главную достопримечательность - многочисленные и многоводные реки
Протекая среди дремучих непроходимых лесов и степей, они издревле служили 
основными транспортными артериями для местных и окружающих народов Наш первый 
летописец тоже подчеркивал значение восточноевропейской
речной системы, когда говорил о местах расселения главных славянских племен - 
все они, по его словам, "сидели" по берегам и притокам великих рек
Племен этих насчитывалось около десятка На самом западе располагались
волыняне или бужане, которые жили на правом берегу Припяти, по Бугу, а
также в междуречье Западного Буга и Случи Далее на восток - в междуречье
Случи и Днепра - находились земли древлян В низовьях Припяти и на левых ее 
притоках жили дреговичи Южнее дреговичей и древлян располагались
поляне, которым на левобережье Днепра принадлежало междуречье Тетерева
и Роси, а на правобережье - низовья Десны Еще южнее селились уличи и
тиверцы Их владения в IX веке лежали по Днепру и Роси Вообще, славянские 
территории в то время уходили в глубь степи гораздо дальше, чем в последующие 
века, когда здесь установилось господство кочевников По свидетельству арабских 
источников, в VIII веке густые поселения славян располагались и на Нижнем Дону, 

и в Поволжье, и в Приазовских степях, и на Таманском полуострове На востоке от 
полян - по Десне и ее притоку Сейму -
были земли северян Выше - по Сожу и его притокам - жили радимичи
Самым восточным славянским племенем были вятичи, освоившие верховья
Оки Севернее радимичей располагались кривичи и словене Кривичей было
три ветви Одна их часть жила в междуречье Днепра и Западной Двины, другая
занимала бассейны реки Великой и восточные берега Псковского озера Особой, 
обособленной частью племени были полочане, расселившиеся на Западной Двине Что 
касается словен, то их территорией был бассейн озера Ильмень и окрестных рек 
Волхова, Меты, Ловати и Шелони

Кроме славянских племен большую роль в образовании Русского государства сыграли 

финские племена чудь (населявшая современную Эстонию),
весь (освоившая восточные берега Ладожского озера и земли вокруг Белого
озера) и меря (она жила вокруг Ростовского и Плещеева озер)

Всякое племя, как свидетельствуют данные археологии, дробилось на несколько 
обособленных групп - родов, образующих сгустки поселений Количество этих 
"гнезд" 
поселений могло достигать 15 Каждое из них часто отделялось от себе подобных 
полосой непроходимых лесов шириной от 20 до 100 км
Основным занятием населения было подсечное земледелие, хотя охота и рыболовство 

продолжали играть очень большую роль Многочисленные реки были
тогда полны рыбы, а в лесах в изобилии водились звери Земля считалась
собственностью рода Роды в свою очередь делились на семьи В IX веке
восточные славяне еще жили большими семьями, которые состояли как из



ячеек из нескольких парных семей. Последним принадлежали отдельные небольшие 
дома, но хозяйство семьи вели совместное - иначе было не прокормиться. Да и в 
отношении с внешним миром такая семья, как это видно из
позднейших сводов русских законов, выступала сплоченно. Обязанность кровной 
мести за родича была возложена на каждого домочадца. Брачные отношения хранили 
множество пережитков первобытной жизни, что определенно
засвидетельствовано нашей начальной летописью и позднейшими церковными уставами 

Владимира и Ярослава. Еще в XI веке речь в них идет о многоженстве, о левирате 
(когда два брата живут с одной женой), об умыкании
невест, о толоке (когда жених похищает невесту и отдает ее "в круговую"
своим дружкам). Церковные уставы XII века так же ополчаются против 
многочисленных пережитков язычества: против многоженства и "умыкания" невест, 
против "блуда" пасынка с мачехой, свекора со снохой, деверя с ятровью
и отчима с падчерицей.

Но за всем этим явственно проступали уже черты новой жизни. В IX веке у
славян появляются города, возникавшие, как правило, в результате слияния
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 435
 <<-