|
объективной реальностью, существовать вне нашего сознания". Получается, что дух
есть функция мозга, отражение внешнего мира, а материя обладает (по-видимому, в
разной степени) свойством отражения. Значит ли это, что дух в некоторой степени
присутствует в материи вообще, а в наибольшей степени проявляется как функция
мозга? Откуда бы вдруг снизошел дух на мозговую ткань, если он нигде никогда до
этого не присутствовал? Но тогда уже получается нечто подобное панпсихизму или
пантеизму.
Он был убежден, будто есть только два противоположных способа устранения
дуализма духа и тела: или одно первично, а другое вторично, или наоборот.
Третьего не дано! (Кроме, как пишет Ленин, "бестолкового перепутывания
материализма и идеализма".) Такая позиция для него характерна. Он, к примеру,
перечисляет: "...Борьба идеализма и материализма... Борьба религии и науки...
Отрицания объективной истины и признания ее... Борьба сторонников
сверхчувственного знания с противниками его..." Словно нет ничего более важного
в интеллектуальной жизни, чем идеологическая война на разных уровнях и по
различным поводам. Таковы издержки мышления, ориентированного на политическую
борьбу.
ЛЕНИН
75
Для выдающегося политика это качество полезное, но только не для философа или
ученого.
Вот как он расправляется с идейными противниками: "За гносеологической
схоластикой эмпириокритицизма нельзя не видеть борьбы партий в философии,
борьбы, которая в последнем счете выражает тенденции и идеологию враждебных
классов современного общества. Новейшая философия так же партийна, как и две
тысячи лет назад". Для Ленина философия была не целью, а средством политической
борьбы.
Итак, для него были характерны: вера в небытие Бога, в материю, науку и
собственные знания. При этом не было стремления изучать суть и свойства материи,
особенности научного метода, смысл познания вообще.
Он признавал тезис: практика - критерий истины. Если исходить из этого, то
следует признать его философское направление истинным. Он был ярким
представителем особого течения мысли - политфилософии. Победа большевиков,
установление диктатуры пролетариата, воинствующий атеизм, единая
государственная
идеология материализма и огромные успехи Советского Союза - все это самым
убедительным образом, на деле, доказало верность политической и философской
установки Ленина. С одной существенной оговоркой: это была победа партии,
сумевшей использовать текущую ситуацию в стране и мире, поднявшейся на гребне
народного восстания и обострения классовых противоречий. Для реализации этой
цели политфилософия оказалась наиболее целесообразной, как сильное
идеологическое оружие.
Однако, как показал опыт последующих десятилетий, победившее марксистско-
ленинское учение содержало истину относительную и временную (если опять
использовать критерий практики). СССР потерпел поражение в идеологической
борьбе. Хотя победила не какая-то высокая истина "открытого общества",
персонализма, пантеизма или Всеединства, а самая заурядная, пошлая и проклятая
всеми честными людьми идеология мелкого буржуа, стяжателя, барышника,
приспособленца, алчного потребителя материальных благ. Как писал Максимилиан
Волошин:
И жадный хам, продешевивший дух За радости комфорта и мещанства.
Впрочем, если признавать, вслед за Лениным, первичность материи и вторичность
сознания, то погоню за материальными ценностями кто-то может принять за сильное
проявление духа в поисках смысла жизни.
76
100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
Ленину со своими соратниками удалось не просто свершить государственный
переворот, но одержать полную победу в Гражданской войне с представителями
буржуазной идеологии, которых поддерживала Антанта, иностранные интервенты. Под
его руководством было создано первое в мире социалистическое государство,
определившее ход мировой истории XX века. Но вот после победы второй буржуазной
революции в России в учебном биографическом справочнике издательства
"Просвещение" (автор А.Н. Щукин, 1996 год) сказано: "...Л(енин) с помощью
многочисленных печатных изданий... и агитаторов разложил русскую армию посулами
мира и земли. А Россия выигрывала первую мировую войну: ведь в ноябре 1918 г.
Германия и ее союзники сложили оружие на Западном фронте перед Антантой.
Л(енин)
ради личной выгоды - захвата власти изменил национальным интересам своей страны
|
|