|
этом зажиточные граждане имели больше прав, но и обязаны были нести
значительную
ответственность, а также значительные денежные расходы.
Благодаря Солону общественная жизнь была упорядочена. Однако сохранялись
немалые
противоречия между разными социальными группами, кланами крупных
землевладельцев. В 561 году афиняне избрали на высший пост полководца и
родственника Солона, который установил свою диктатуру. Солон удалился в
изгнание. Афинян он поучал в стихах:
Если страдаете вы из-за трусости вашей жестоко, Не обращайте свой гнев против
великих богов. Сами возвысили этих людей вы, им дали поддержку, И через это
теперь терпите рабства позор.
Кстати сказать, правление Писистрата вовсе не было позорным. Он сохранил законы
Солона и более справедливо разделил земли среди нуждающихся. При нем
расширились
ремесла и торговля, были возведены в Афинах замечательные строения, в частности
храм Зевса Олимпийского, завершено строительство водопровода и был впервые
записан отредактированный текст поэм Гомера.
Поучения Солона остались в форме стихов и афоризмов:
Многие низкие люди богаты, а добрый беднеет; Мы же не будем менять доблесть на
денег мешок: Ведь добродетель всегда у нас остается, а деньги Этот сегодня имел,
завтра получит другой.
- Законы как паутина: слабый в них запутывается, сильный их прорывает.
- Советуй не то, что всего приятней, а то, что всего лучше.
- В великих делах всем нравиться нельзя.
- Прежде чем приказывать, научись повиноваться.
- Стар становлюсь, но всегда многому всюду учусь.
ПЕРИКЛ
(ОК. 495-429 ДО Н.Э.)
Время правления этого государственного деятеля в Афинах называют "эпохой
Перикла" - так много он сделал для процветания своего родного города и
последующей славы.
ПЕРИКЛ
37
Родился он в аристократи- |v"'/ ческой семье. В молодости по- ki мог
Эсхилу поставить траге- | дию "Персы". "Но самым | близким к
Периклу челове- | ком, - писал Плутарх, - ко- I торый вдохнул в него
величе- | ственный образ мыслей, воз- I вышавший его над уровнем t
обыкновенного вожака народа, и вообще придал его характе- ¦ ру высокое
достоинство, был Анаксагор из Клазомен, которого современники называли "Умом" -
потому что удивлялись его великому, необыкновенному уму, проявлявшемуся при
исследовании природы, или потому, что он первый выставил принципом устрой-
¦ . ства вселенной не случай или необходимость, но ум чистый,
несмешанный, который во всех остальных предметах, смешанных, выделяет
однородные
частицы".
Постоянное общение с крупнейшим мыслителем того времени безусловно
содействовало
умственному развитию и ораторскому таланту Перикла. Тем не менее он не входил в
высший аристократический совет - Ареопаг, а некоторые влиятельные граждане,
усматривая в нем сходство с тираном Писистратом и опасаясь его возвышения,
готовы были при первом удобном случае изгнать его из Афин, подвергнув
остракизму. В то время так поступали с теми, кто проявлял свои выдающиеся
способности, обретал огромную популярность и тем самым имел возможность стать
диктатором. Так афинская аристократия (совместно с демократами) избегала
перехода к монархии, единоличному правлению.
Участвуя в походах, Перикл проявлял храбрость, но как государственный деятель
проявлял осмотрительность. Несмотря на свое происхождение, богатство и
влиятельных друзей, он выступил на стороне народа и бедных, а не аристократов и
богатых.
Соответственно изменились и образ его жизни, поведение: избегал пиров и долгих
застолий, был сдержан и прост с окружающими. В отличие от демагогов он не
стремился постоянно появляться перед народом или в Народном собрании, а речи
произносил лишь
38
100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
в наиболее важных случаях, превосходя всех в ораторском искусстве, ясности и
глубине мысли.
Сравнительно быстро Перикл сделался популярнейшим политиком благодаря
патриотизму, честности, выступлениям за ограничение прав аристократии в
поддержку народовластия. Его много раз избирали стратегом, а с 460 года до н.э.
он стал фактически первым лицом в Афинах.
|
|