|
Второй двор Топкапы, окруженный низкой галереей с мраморными колоннами, раньше
назывался дипломатическим. В этом дворе находился священный камень, у которого
раньше все (вплоть до
послов и пашей) должны были сходить с коня, чтобы дальнейший
путь продолжать пешком.
Закрытый со всех сторон квадрат второго двора, кроме колонн,
украшали еще и башни. В этом дворе послам иностранных государств приходилось
ждать, сидя на долго сохранявшейся и потом
деревянной скамье. Это были очень неприятные и тревожные часы
ожидания, так как на этой же скамье сидели и предательски захватывались
неугодные визири. Не имея возможности избегнуть приготовленной им засады, они
тут же попадали в руки поджидавших
их палачей.
В левой стороне второго двора находится здание бывшего <дивана> (Зала
заседаний), построенного в византийском стиле, с квадратной башней. Стены зала
облицованы расписным фаянсом, а потолок
украшен золотыми арабесками. При желании султан мог присутствовать на
заседаниях <дивана> невидимо и незаметно для всех.
Только сверкание бриллиантового пера на его чалме могло выдать
присутствие невидимого в полутемной отгороженной ложе, но грозного для всех
повелителя.
В настоящее время рядом с <диваном> расположилась Оружейная
палата, в которой собрана богатейшая коллекция турецкого оружия,
начиная с луков и стрел. Здесь, в частности, выставлено и массивное
золотое ружье - подарок султану от английской королевы.
Из второго двора ворота Баб Саадет (<Ворота Благополучия>)
вели в третий двор, украшенный цветами и фонтанами. Над этими
воротами, которые располагались в конце кипарисовой аллеи, устроена островерхая
кровля, покоящаяся на мраморных колоннах. Раньше <Ворота Благополучия>
охранялись евнухами или белыми и черными рабами.
На третий двор, вокруг которого шли крытые свинцом галереи,
нога иностранца не ступала никогда. Прямо от ворот вход вел в
резиденцию султана. Внутренние стены и потолок Тронного зала
были расписаны фресками и украшены затейливым орнаментом, а
трон султана выполнен в виде дивана с балдахином. Султанский
трон возвышался на колонках, которые раньше были осыпаны драгоценными камнями.
Рядом с Тронным залом располагалась библиотека султана, в
которой насчитывалось 24 000 книг, манускриптов и редчайших пергаментных
свитков. По стенам библиотеки развешаны портреты султанов.
ТОПКАПЫ 153
Напротив Тронного зала, через двор, находились султанские покои и сокровищница,
а сейчас здесь расположилось хранилище бывших ценностей султана. В нескольких
залах собраны и выставлены
неисчислимые сокровища, и среди них трон иранского шаха Исмаила, захваченный в
1541 году султаном Селимом I во время его похода в Иран. Трон этот, сделанный
из кованого золота, выложен рубинами, изумрудами и жемчугом, которые создают
своим сиянием причудливый мозаичный узор.
В сокровищнице султанов хранится и трон Селима III, изготовленный из эбенового
и сандалового дерева и инкрустированный золотом, серебром и перламутром. Над
троном массивная золотая цепь
поддерживает укрепленный в золотую оправу неправильной формы
изумруд длиной 10 и шириной 4 сантиметра. Здесь же выставлены
украшенный бриллиантами меч и кольчуга, принадлежавшие Мураду IV, а также
расшитая настоящим жемчугом (величиной с горошину) конская попона.
В отдельном зале экспонируется коллекция парадной одежды султанов из тонко
расшитой парчи, тюрбаны с султанами из драгоценных
камней, а также представляющая большой интерес коллекция орденов
и медалей почти всех стран мира, которыми награждались турецкие
монархи. Напротив разместились реликвии Оттоманской империи: черный камлотовый
плащ, знамя, жезл и лук Пророка Мухаммеда, мечи
халифов и тысячи других бесценных предметов, среди которых можно
отметить серебряный ковчежец с мощами святых.
Среди множества экспонатов музея есть один довольно необычный, взятый, может
быть, из какого-нибудь византийского музея:
это мумифицированная человеческая рука, вделанная в серебряную
оправу.
Четвертый двор Топкапы был местом отдыха султанов. Он представлял собой
|
|