|
Тот средневековый замок до наших дней не сохранился. Значи
тельная часть его была снесена в XVI веке, когда по приказу короля
Франциска I начали строить новый дворец. В 1546 году Франциск I
поручил архитектору Пьеру Леско коренным образом перестроить
оставшуюся часть замка в соответствии с изменившимися требова
ниями придворного быта и художественного вкуса. Пьер Леско в
творческом содружестве со скульптором Жаном Гужоном разработа
ли самобытный проект: на месте донжона предполагалось создать
эффектный дворец в форме замкнутого каре с фасадами, щедро
украшенными декоративной скульптурой. Созданный ими фасад
Лувра стал лучшим и самым зрелым образцом архитектуры Возрож
дения не только в Париже, но и во всей Франции.
В 1564-1567-е годы была сооружена Большая галерея, которая
соединила Лувр с дворцом Тюильри через угловой "павильон Фло
ры". Эта галерея и в настоящее время является одной из самых
протяженных в мире, ее длина равняется 442 метрам. Расширение
Лувра продолжалось почти беспрерывно - вплоть до времени прав
ления короля Людовика XIII, который и завершил возведение боль
шей части дворца.
Дальнейшие работы по завершению Луврского ансамбля развер
нулись в XVII веке. Архитектор Ж. Лемерсье в 1624 году вдвое уд линил
западный корпус Лувра, возведя на оси увеличенного крыла
"павильон Сюлли" (Часовую башню), увенчанный куполом со сре
104
100 ВЕЛИКИХ ДВОРЦОВ МИРА
занной вершиной. В 1661 году архитектор Луи Лево возвел южное и
восточное крылья дворца, и таким образом огромный квадратный
двор замкнулся.
В 1667 году возникает проект восточного фасада Лувра, который
предполагался для оформления парадной площади, но так и не был
осуществлен. Проект фасада с великолепной колоннадой коринфс
кого ордера, с мерным ритмом сдвоенных колонн был представлен
на конкурс Клодом Перро - врачом по профессии.
Клод Перро выиграл конкурс, хотя с ним состязались такие мас
титые архитекторы, как Франсуа Мансар и великий архитектор Ита лии
эпохи барокко Лоренцо Бернини. Когда Л. Бернини прибыл в
Париж, его встречали чуть ли не с королевскими почестями. Однако
его проект сочли шагом назад в искусстве архитектуры и отвергли.
В проекте Клода Перро в центре восточного фасада осевой ризо
лит над аркой был украшен рельефным изображением колесницы
Аполлона, которого Людовик XIV избрал в качестве своей аллего рии.
Строительство Лувра велось до 1680 года, а с этого времени все
свободные средства стали уходить на Версаль. Возведение Версаля
нанесло Лувру весьма существенный урон: король и двор тяготеют к
новой резиденции, и Лувр на несколько лет опустел. Иногда в его
залах даже поселялись бедные парижане, остававшиеся без крова.
Дальнейшее развитие Луврского комплекса относится уже ко
временам Наполеона. Он возобновил реставрацию дворцового ан
самбля. Ш. Персье и П. Фонтен, любимые архитекторы Наполеона,
возвели вдоль улицы Риволи так называемый "Корпус Наполеона",
или Северную галерею, располагавшуюся почти параллельно Боль
шой галерее. В 1806-1828-е годы между этими галереями в ан самбль Лувра,
посреди партера площади Карусель, была включена
Триумфальная арка. Название площади напоминает о празднестве с
каруселями, которое в 1662 году устроил Людовик XIV в честь рож
дения наследника, сама арка является уменьшенной копией римс
кой арки Септимия Севера.
Совершившаяся за 1806-1828-е годы смена династий отразилась
и на украшениях Триумфальной арки. Мраморные группы и баре
льефы, украшающие четыре фасада арки, посвящены прославлению
Наполеона; бронзовая триумфальная четверка коней, которая венча
ет это здание, повернута к Лувру и символически изображает воз
вращение династии Бурбонов.
К востоку от Триумфальной арки возвышается обелиск в честь
Гамбетты. В Париже этот памятник считается одним из лучших по
своей величественности и совершенству исполнения. Организатор
обороны Парижа в начале 1870-х годов изображен в порывистой
|
|