|
К своему дворцу Диоклетиан подплывал на корабле, южная сте на
дворца-крепости нависала прямо над морем - император желал
вступать в собственные покои, не сходя с палубы. Корабль медлен
но проходил между колоннами и останавливался среди сводчатых
помещений нижнего яруса. Окна в нижних залах дворца располага
лись под потолком - на случай, если поднимется вода, и свет здесь
даже днем был слабый и неровный. При встрече бывшего императо
ра рабы освещали ему путь факелами.
В сторону моря дворец развернул свою причудливую колонна ду
- открытую галерею с 42 арками, откуда Диоклетиан любовался
морем. За ней находились императорские покои, большой парадный
зал и увенчанный куполом вестибюль
В архитектуре дворца были ярко выражены восточные элемен т'ьі,
например, в портики введен мотив арочного антаблемента, КОТО РЫЙ
издавна применялся в Передней Азии для оформления входа в
^род и в святилище. Забыли мастера Сплита как будто и о пластике
деталей: прорезку заменила резьба и резкие контрасты черных теней
с белым мрамором. Глубокая и, казалось бы, грубая резьба только
больше усиливала мрачное великолепие дворца-крепости.
В свои личные покои Диоклетиан повелел привезти прекрас
ные произведения искусства, которые были созданы за семнад цать веков
до него. И до сих пор, как во времена античности,
площадь украшают ряды декоративных колонн, вывезенных из
храмов Египта, а на возвышении лежит величественный сфинкс.
За несколько столетий до Диоклетиана им любовался грозный еги
петский фараон Тутмос III.
Для своего покровителя - Юпитера - император возвел рос
кошный храм.
На главной площади дворца возвышался, даже над храмом. Мав
золей Диоклетиана, что еще раз указывает на возросший культ им ператора.
Мавзолей представляет собой восьмиугольное здание, сло женное из
белого камня и окруженное коринфскими колоннами.
Его легкий купол исполнен из кирпича, а не из бетона и притом,
судя по всему, без опалубки. Мавзолей Диоклетиана среди многих
других гробниц римских императоров выделяется своим суровым
величием, как то и подобало гробнице уподобленного Богу импера
тора.
В IV веке Мавзолей был перестроен в христианский собор, а
рядом с ним поднялась пятиярусная колокольня. В XIII веке в этот
собор встроили изысканные деревянные ворота и резной алтарь, но
в целом здание не претерпело больших изменений: внутри него, под
куполом, даже сохранился фриз, на котором ясно различимы изоб
ражения мужчины и женщины - портреты Диоклетиана и его суп
ПОСЛЕДНИЙ ДВОРЕЦ ДИОКЛЕТИАНА
63
руги. А вот саркофаг Диоклетиана из Мавзолея исчез, и о судьбе его
до сих пор ничего не известно.
В город вело четверо ворот: Золотые - с севера, Серебряные - с
востока, Железные - с запада и Бронзовые - с юга. Сами ворота до
настоящего времени не сохранились, но стоят еще каменные резные
столбы и остатки арок. А на втором этаже дворца сохранились остат
ки водопровода. Это выдолбленные стволы деревьев, почерневшие
от времени, а вот глиняные трубы сохранились хуже. Прокладыва
лись они под землей в тоннелях, а оттуда выводились во внутренние
покои дворца. Чтобы устранить в случае необходимости неисправ
ность, строили вертикальные колодцы, по которым можно было
спуститься в тоннель. Диоклетиан любил роскошь, и во дворце было
все, чтобы обеспечить ему комфорт и удобства.
Возводя величественный дворец, Диоклетиан желал провести ос
таток дней там, где когда-то прошло его детство. Но ему не довелось
тихо умереть под сводами своего последнего пристанища. Жена и
дочь бывшего императора, принявшие христианство, по пути из Гре
ции были захвачены язычниками и зверски убиты. И тогда Диокле
|
|