|
признания своих завоеваний персидским царем.
После завершения соответствующих переговоров Поликрат послал Кам-бизу 40 триер,
чьи экипажи состояли из недовольных политикой тирана людей, причем он попросил
великого царя больше не отпускать этих оппозиционеров на родину. Но либо по
дороге в Египет, либо на обратном пути команды самовольно повернули на Самос и
после победоносного морского боя попытались высадиться на остров. Скорее всего,
они были разбиты и вынуждены искать спасения в море. Следствием неудавшегося
мятежа были жесточайшие действия тирана Даже жен и детей, не причастных к
восстанию самосцев, он заключил в гавани как заложников, чтобы в случае нового
нападения избежать перехода их мужей и отцов на сторону восставших
Потерпев поражение, мятежники направились на Пелопоннес и обратились к Спарте
за
помощью, которая была им оказана. Объединенному отряду удалось свергнуть
Лигдама
на Наксосе и взять в осаду Самос. Спартанцы, не искушенные в осадной войне,
через сорок дней вынуждены были отступить (524-523 гг.).
Тогда как вторично разочарованные самосские изгнанники с разнообразными
приключениями искали в эгейском мире новую родину и в конце концов были
обращены
в рабство на острове Крит, персидский сатрап Сард Оройт готовился устранить
тирана и тем самым заслужить благодарность и почет своего правителя, тем более
что Камбиз после завоевания Египта (525) больше не имел оснований считаться с
Поликратом.
Добиться этого военной силой было трудно, что незадолго до этого подтвердила
неудача пелопоннесцев Тогда Оройт пощел на хитрость он попросил у Поликрата
убежища, поскольку царь посягает на его жизнь, а взамен пообещал половину своих
сокровищ Недоверчивый Поликрат вначале послал своего секретаря Маяндрия, и
после
того, как тот убедился, что сокровища
38
100 ВЕЛИКИХ ДИКТАТОРОВ
действительно существуют, лично в сопровождении свиты отправился к персу на
соседнюю Магнесию. Однако сатрап тут же взял его в плен и велел казнить. Труп
был прибит к кресту. Самосцев из свиты отпустили домой, остальных Оройт обратил
в своих рабов. Это был ужасный конец, настолько неслыханный и драматичный,
какими были жизнь и деяния этого дерзкого человека, в котором тирания
восточноионийского образца нашла свое самое фандиозное и устрашающее выражение.
гиппий
(?-490 до Р. X.)
Тиран (правитель) Афин. Сначала управлял совместно с братьями Гип-пархом и
Фесалом, с 514 года - самостоятельно. В 510 году изгнан из Афин.
После смерти афинского тирана Писистрата, наследниками, согласно частному праву,
считались три его сына от афинской жены. Вероятно, все они - старший Гиппий,
средний Гиппарх и младший Фессал - принимали участие в управлении Афинами.
Гиппий был женат на дочери Харма, Миррине, родившей ему пятерых детей. Гиппарх
был женат на Фие, дочери афинянина Сократа; был ли женат Фессал, неизвестно.
Ведущую роль в этом своеобразном триумвирате, безусловно, ифал Гиппий. Гиппарх
тяготел к
искусствам и чувственным удовольствиям. Фессал держался в тени, и то, что о нем
сообщается, весьма противоречиво. Согласно Аристотелю, его прихоти и
заносчивость принесли много зла, тогда как по другим свидетельствам, он был
мудр, поэтому отказался от тирании, чем снискал уважение народа.
Сыновья Писистрата не стали менять государственного устройства полиса и
оказывали влияние лишь при выборе ведущих должностей. Эти тираны, сообщает
Фукидид, проявляли усердие и благоразумие, они требовали лишь двадцатую часть
доходов, содержали свой полис в порядке, доводили войны до конца и жертвовали в
храмы. Гиппий поддерживал в своих войсках дисциплину, и хотя он вызывал страх у
фаждан, но обратиться к нему мог каждый. Аристотель даже называет его разумным
от природы государственным мужем.
Гиппий пытался примириться с влиятельными аристократическими семьями,
подвергавшимися гонениям при их отце. К примеру, в 525 году должность архонта
занимал Клисфен, сын того самого Мегакла, который после разрыва брака своей
дочери стал заклятым врагом Писистрата. Однако при-
Фидий и его ученики Всадники Фрагмент фриза Парфенона
гиппий
39
мирение было недолгим. Знатному семейству пришлось вновь отправиться в изгнание.
Из оставшейся в Аттике аристократии Гиппию удалось собрать прославлявшую его
гетерию.
О внутренней политике во времена коллективного правления (до 514 года) известно
|
|