|
БИТВА ПРИ ПЛАТЕЯХ 479 год до н. э.
Начиная с VI века до н. э. усилился натиск персидских царей на греческие города.
В 521 году на персидский престол вступил Дарий, который завершил консолидацию
своей державы и перешел в прямое наступление на запад, стремясь к покорению
всего известного тогда мира; даже в титуле своем он именовался "царь всего
мира". К концу VI века персы покорили Геллеспонт и Фракию, а также острова у
Малой Азии. В ходе греко-персидских войн в 479 году персы вторглись в Аттику и
заняли Афины. Греки решили перейти в контрнаступление и сосредоточили свою
армию
у города Платеи в Южной Беотии. Здесь летом 479 года и произошло решающее
сражение.
Всенародное спартанское ополчение, двигаясь из Пелопоннеса, соединилось с
ополчениями других пелопонесских государств, а после прибытия в Аттику - и с
афинянами и платейцами. В результате греческая армия под командованием
спартанского регента Павсания насчитывала около 80 тысяч человек, персидская -
во главе с Мар-донием - 120 тысяч персов и 50 тысяч греческих наемников
(беотий-
цев, локрийцев, фессалийцев, фокидцев) и македонян. (Харботл Т. Битвы мировой
истории. М., 1993. С. 358.)
Главным преимуществом персов была их прекрасная конница, у греков же конницы не
было вовсе. Поэтому греческая армия расположилась на склонах Киферона, на
берегу
небольшой речки Азоп. На противоположном берегу в укрепленном лагере находилось
персидское войско. Греки занимали выгодные позиции, и персы не решились их
атаковать. В принципе обеим сторонам было невыгодно наступать, и тогда и те и
другие решили прибегнуть к помощи предсказателей.
Перед каждым сражением греки совершали различные религиозные
БИТВА ПРИ ПЛАТЕЯХ (479 год до н. э.)
20
100 ВЕЛИКИХ БИТВ
обряды: общественные моления и обеты, жертвоприношения и гадания на
внутренностях животных или по полету птиц. Как правило, в обозе находились
специальные клетки, в которых перевозились куры, используемые для гаданий перед
боем. Иногда приносились даже человеческие жертвы. Например, перед битвой при
Саламине главнокомандующий афинян Фемистокл принес в жертву богу Дионисию -
пожирателю сырого мяса - трех племянников персидского царя, задушив их своими
руками.
Перед битвой при Платеях у эллинов жертвы приносил жрец-прорицатель Тисамен.
Мардоний также приносил жертвы по эллинскому обычаю с помощью Гегесистрата -
знаменитого жреца из Элиды, кото'рый пришел к персам из-за своей ненависти к
Спарте и за щедрое вознаграждение.
Тисамен предсказал победу грекам, если те будут придерживаться оборонительной
тактики и не перейдут реки Азоп. Прорицатель Мардо-ния также предостерегал
персов от переправы через реку. (Дельбрюк Г. История военного искусства. Т.1.
СПб., 1993. С. 95.)
Чтобы вынудить Мардония к наступлению, Павсаний выдвинулся на высоту к самой
речке Азоп. На правом фланге стояли спартанцы, на левом - афиняне, в центре -
отряды остальных греческих полисов. Войска Мардония расположились следующим
образом: на правом фланге против афинян находились отряды греков, в центре -
мидяне и бактряне, на левом фланге против спартанцев - персы, которые
превосходили спартанцев по численности, причем были отобраны самые рослые и
сильные воины. Тем не менее ни одна из сторон не решалась наступать.
По приказу Мардония персы отрезали пути подвоза продовольствия для греков и
засыпали ручей Гаргафию, из которого греческое войско получало воду. Павсаний
решил отступить к Платеям, чтобы занять более выгодную позицию. Но отступать на
виду у противника было опасно. Тогда решили отступать ночью, разделив войско на
три колонны. Спартанцы должны были оставаться на месте до последнего момента.
В ночь на 29 сентября 479 года греческая армия начала отступление, сначала
отошли греческие отряды центра, а на рассвете - и афиняне.
Увидев это, персы атаковали неприятеля. Мардоний бросил вперед конницу, но за
нею потянулась и пехота, которой показалось, что греки бегут. Первый удар врага
|
|