Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Юрий Николаевич Лубченков - 100 великих аристократов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 325
 <<-
 
называли аттической музой и аттической пчелой, подчеркивая тем самым прекрасный 
греческий язык, на котором он писал свои произведения, и необычайное трудолюбие 
этого историка и писателя. И если Геродот и Фукидид оставили потомкам только по 
одному произведению, которые прославили их имена, то из-под пера Ксенофонта 
вышло более десятка творений, различных по тематике.

Сведения о жизни Ксенофонта приходится искать в основном в его собственных 
сочинениях, и хотя существует его биография, составленная Диогеном Лаэртским, 
она дает лишь немногие и часто малодостоверные факты. Отрывочность и краткость 
сведений не позволяет восстановить полную реальную биографию Ксенофонта, но 
основные события его жизни и деятельности вполне могут быть установлены.

Диоген Лаэртский начинает биографию Ксенофонта словами: «Ксенофонт был сыном 
Грилла, афинянином, по дему – эрхийцем». И это все о его происхождении. Ряд 
более поздних историков на основании косвенных источников по социальному 
происхождению относят Ксенофонта ко второму афинскому сословию – сословию 
всадников. Но источники также подтверждают, что Ксенофонт получил традиционное 
аристократическое образование и воспитание, что он входил в кружок Сократа, 
объединявший виднейших представителей олигархически настроенной молодежи, что 
симпатии Ксенофонта всегда были на стороне Спарты, ее режима правления и таких 
спартанских государственных деятелей, как Клеарх и Агесилай. Если все это 
принять во внимание, то с большей долей вероятности можно утверждать, что 
Ксенофонт по своему происхождению принадлежал к аристократии.

Его жизненный путь можно условно разделить на три периода. К первому периоду 
относится время от рождения до участия в военном походе Кира Младшего. Активная 
военная и политическая деятельность, участие в походе греческих наемников в 
Персию, а также пребывание на спартанской службе составляют второй период жизни 
Ксенофонта. Последний, третий, период он провел в Скиллунте и Коринфе, 
занимаясь хозяйством и литературной деятельностью.

Во временном отношении наиболее продолжительным, но наименее известным, был 
первый период. Родился Ксенофонт в Афинах. Годом его рождения можно 
приблизительно считать 444-й до н э., или чуть ранее, основываясь на его 
собственных произведениях. Так, он пишет, что принимал участие в сражении при 
Делии в Беотии и был спасен Сократом. Исходя из того, что сражение это 
произошло в 424 году до н э., а молодые люди несли воинскую службу только 
внутри Аттики, к 424 году до н э. Ксенофонту было не менее 20 лет, что и 
позволяет приблизительно установить год его рождения, который подтверждается и 
другими вычислениями. Подобным же образом устанавливается и год его смерти – 
около 356 года до н э.

В своем родном городе Ксенофонт получил блестящее аристократическое образование 
и был воспитан в духе ненависти к демократии и преклонения перед олигархическим 
режимом Спарты. Большое влияние на него оказало знакомство с Сократом. История 
сохранила рассказ о том, как Ксенофонт познакомился со своим будущим учителем. 
Однажды, встретив в узком переулке Ксенофонта, Сократ загородил ему дорогу 
палкой, а затем спросил, где можно купить съестные припасы. Ксенофонт ответил и 
решил пойти дальше. Но Сократ снова преградил ему путь и спросил, где люди 
делаются добродетельными. На этот вопрос Ксенофонт ответить не мог. Тогда 
Сократ сказал ему: «В таком случае иди за мной и учись».

Вскоре Ксенофонт вошел в кружок Сократа и, став его слушателем, вел 
литературные записи бесед своего учителя, которые позднее использовал при 
написании своих трудов.

Молодость Ксенофонта пришлась на годы Пелопоннесской войны, войны между Афинами 
и Спартой за главенство в Греции. В эту войну был втянут практически весь мир 
греческих полисов. О Пелопоннесской войне потомкам поведал Фукидид, доведя 
описание событий до 411 года до н э. Спустя много лет именно Ксенофонт 
продолжил описание дальнейших событий этой войны в «Греческой истории». Он 
описывал события как очевидец, принимая участие в военных действиях, но не на 
командных постах. Война помогла ему приобрести боевой опыт, который пригодился 
в дальнейшем. В Афинах во время войны шла ожесточенная внутриполитическая 
борьба, и победы той или иной партии были тесно связаны с военными удачами или 
поражениями. В это время происходило и формирование мировоззрения Ксенофонта. 
Происхождение, влияние Сократа и его кружка, участие в войне и политических 
событиях – все это сделало Ксенофонта ярым противником демократии. Считая 
спартанское общественное устройство совершенным, он приписывал именно ему 
победу Спарты в войне. Нельзя сказать, что Ксенофонт не любил родину, Афины, но 
он никогда не смог простить афинской демократии, ее лидерам поражения в войне и 
гибели своего учителя Сократа.

После заключения унизительного для Афин мира в 404 году до н э. власть в Афинах 
перешла к олигархам. В историю этот период вошел как время правления 30 тиранов.
 Период этот был кратковременным – очень скоро сторонники олигархов и 
демократов начали вооруженную борьбу между собой и, несмотря на контроль и 
помощь Спарты, олигархи потерпели поражение в этой борьбе. В Афинах был 
заключен гражданский мир с восстановлением демократии. У Ксенофонта это не 
вызвало восторга, а в возможность гражданского мира он просто не верил. И был 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 325
 <<-