Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Свами Вивекананда :: Свами Вивекананда - РАДЖА-ЙОГА
<<-[Весь Текст]
Страница: из 27
 <<-
 
Прежде всего я попрошу вас рассмотреть различные религии мира. Вы найдете, что 
они разделяются на два класса: один, имеющий книгу, и другие, не имеющие ее. Те,
 у которых есть книга, сильнее и имеют большее число последователей; те, у 
которых книги нет, большею частью вымерли, а немногие новые из них имеют очень 
мало последователей. Но во всех них мы находим одно общее указание, а именно, 
что истины, которым они учат, суть результаты опытов отдельных лиц. Христианин 
приглашает вас верить в его религию, верить в Христа, верить в него, как в 
воплощение Бога, верить в единого Бога, в душу и в лучшее будущее этой души. 
Если я попрошу его доказать то, что он говорит, он обыкновенно отвечает: 
"Доказать не могу, это мое верование". Если вы однако ж обратитесь к источнику 
христианства, то найдете, что в основании его лежит опыт: Христос говорил, что 
видел Бога, ученики его говорили, что чувствовали Бога и т.д. Подобным образом 
в буддизме имеется опыт Будды: он опытом познал известные истины, видел их, 
проникся ими и проповедовал их миру. То же самое у индусов: в их книге авторы, 
называемые Риши, или мудрецы, заявляют, что они путем опыта добыли истины, 
которые проповедуют. 
Из приведенных уже примеров ясно, что все религии мира основаны на единственном 
всемирном и вечном основании всех наших знаний, – на прямом опыте: все учителя 
видели Бога, все они видели свои собственные души, видели свою вечность, свое 
будущее, и то, что видели, проповедовали. Но в большинстве религий, особенно 
позднейшего времени, мы находим странное утверждение, что такой опыт был 
возможен только для немногих людей, бывших первыми основателями религий, 
получивших от них и свои названия; настоящему же времени такой опыт якобы не 
доступен, и потому теперь мы должны принимать религию на веру. Я решительно 
отрицаю это. 
Если в этом мире, в какой бы то ни было отрасли знания, был наблюдаем 
какой-нибудь факт, то необходимо следует, что наблюдение этого факта было 
возможно миллион раз раньше и может повторяться бесконечное число раз в будущем.
 Однообразие есть строгий закон природы: что раз случилось – может случиться 
всегда. 
Учителя науки Йога поэтому и заявляют, что не только религия не основана 
исключительно на опыте древних времен, но что ни один человек не может быть 
религиозным, если сам личным опытом не познает истины своих религиозных 
воззрений. Йога есть наука, которая учит нас достигнуть такого опытного 
познания. 
Бесполезно толковать об истинах религии, пока не убедился в них сам. Почему 
было так много смуты, борьбы и споров во имя Божия? Во имя Бога было больше 
кровопролитий, чем по какому бы то ни было другому поводу, и причина этого 
заключается в том, что люди никогда не обращают внимания на первоначальные 
источники; они довольствуются только тем, что принимают верования и обычаи 
своих предков, и хотят, чтобы другие делали то же. Какое право имеет человек 
говорить, что имеет душу, если он ее не чувствует, или что есть Бог, если он 
Его не видел? Если Бог есть, мы должны видеть Его; если есть душа, мы должны 
ощущать ее; иначе лучше не верить. Лучше быть открытым атеистом, чем лицемером. 
Согласно современному взгляду "ученых", религия и метафизика и все поиски 
Верховного Существа вздор; полуобразованные же думают, что эти вещи сами по 
себе не имеют реального основания, а польза их состоит только в том, что они 
служат могущественною побудительною причиной для человека делать добро другим. 
Если человек верит в Бога, говорят они, он может стать добрым и нравственным, и 
таким образом выработаются хорошие граждане. 
Мы не может порицать их за то, что они держатся таких взглядов, так как знаем, 
что все, чему учат этих людей, это верить в вечно бессмысленно повторяемые 
слова, не имеющие никакого внутреннего содержания. Им предлагают жить, веря на 
слово. Но могут ли они делать это? Если бы могли, нельзя было бы иметь ни 
малейшего уважения к человеческой природе. Человек нуждается в истине, ему 
необходимо убедиться в ней лично, овладеть ею, удостовериться и ней, 
чувствовать ее в глубине своего сердца. Тогда только, заявляют Веды, исчезнут 
все сомнения, рассеется всякая темнота и все кривое выпрямится. "Вы, дети 
бессмертия, живущие как здесь, так и в высочайших сферах! Путь найден; есть 
путь из этого мрака, и он состоит в познании Того, Кто выше всякого мрака, и 
другого пути нет". 
Наука Раджа-Йога предлагает человечеству практический и научно выработанный 
метод убедиться в этой истине. Но каждая наука имеет свой собственный метод 
исследования. Если, желая сделаться астрономом, вы сядете и станете кричать: 
"Астрономия, астрономия!" – вы ею не овладеете: вам необходимо идти в 
обсерваторию, взять телескоп, изучать звезды и планеты, и тогда вы станете 
астрономом. То же самое относительно химии: вы должны идти в лабораторию, брать 
разные вещества, смешивать их, соединять и производить опыты с ними; таким 
путем получится знание химии. В каждом случае необходимо следовать известному 
методу. Я мог бы прочесть вам тысячи проповедей, но они не сделают вас 
религиозными, пока вы не начнете сами применять соответствующий метод. Это 
истина мудрецов всех стран и веков, людей чистых и не себялюбивых, которые не 
имели другого побуждения, кроме добра миру. Они все заявляют, что нашли истины, 
более высокие, чем те, которые могут доставить нам чувства, и приглашают 
проверить их. Они говорят вам: "Вот приемы; примените их добросовестно, и тогда,
 если вам не откроется высшая истина, вы будете вправе сказать, что наше учение 
ложно; отрицать же его, не проверив, не рационально". Итак, мы должны усердно 
работать, употребляя предписанные способы, и свет придет. 
Приобретая знания, мы употребляем обобщения, а обобщения основаны на наблюдении.
 Сначала мы наблюдаем факты, потом обобщаем, и затем выводим заключения, или 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 27
 <<-