Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Свами Шивананда Сарасвати :: Свами ШИВАНАНДА. КОНЦЕНТРАЦИЯ И МЕДИТАЦИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 106
 <<-
 
путем концентрации и медитации
ОМ


  ПРЕДИСЛОВИЕ
  «Концентрация и медитация» представляют собой внутреннюю сущность практики 
йоги. Это ключ к вратам внутреннего Просветления, точка опоры, вокруг которой 
обращается любая садхана, духовная практика. Дхарана (концентрация) и дхьяна 
(медитация) — йогические священнослужения, ведущие к окончательной цели, 
самадхи, и сакшаткаре, или Осознанию.
  В своем сжатом, но исчерпывающем труде преподобный Шри Свами Шиванандаджи 
Махарадж подвергает темы концентрации и медитации тщательному, подробному 
анализу. Виртуозность, с какой он это делает, доступна только настоящему 
Учителю Пути. Эту чрезвычайно практичную книгу непременно должны прочесть все 
ученики, вступившие на путь духовной практики, садхана-марга. Литературы на 
тему концентрации и медитации по-прежнему очень мало, и потому мы решили 
выпустить очередное, десятое издание этой книги. На наш взгляд, это лучшее 
пособие, какое только можно вручить ученикам на соответствующем этапе их 
занятий йогой.
  «Общество Божественной Жизни»
  
  ВСТУПЛЕНИЕ
  Концентрация и медитация — царские пути к совершенству. Концентрация ведет к 
медитации. Сосредоточьте разум на единственном объекте вне тела или внутри него.
 В течение некоторого времени устойчиво удерживайте на нем внимание. Это 
концентрация. Ею нужно заниматься ежедневно. Прежде чем приступать к занятиям 
концентрацией, разум следует очистить правильным поведением. Концентрация без 
чистоты ума бесполезна. Некоторые оккультисты владеют концентрацией, но лишены 
хороших черт характера и по этой причине не развиваются в духовном отношении.
  Тот, кто овладел устойчивой позой тела, очистил нервы и физическую оболочку 
постоянными занятиями дыхательными упражнениями, легко освоит и концентрацию. 
Концентрация будет глубокой, если устранить все помехи. Еще больших успехов в 
концентрации можно достичь, если соблюдать половое воздержание и беречь энергию.

  Некоторые неразумные, нетерпеливые ученики приступают к концентрации сразу, 
без какой-либо предварительной этической подготовки. Это грубая ошибка. 
Этическое совершенство — вопрос первостепенной важности.
  Вы можете концентрироваться на любом из семи внутренних центров духовной 
энергии. Очень большую роль в концентрации играет внимание. Тот, чье внимание 
хорошо развито, преуспеет и в концентрации. Когда человека переполняют страсти 
и всевозможные фантастические желания, он едва ли сможет хотя бы на секунду 
сосредоточиться на какой-нибудь мысли или объекте. Его разум будет скакать, как 
старая обезьяна.
  Ученый сосредоточивается и изобретает много нового. Благодаря концентрации он 
проникает сквозь слои грубого ума в области высшего разума, получая более 
глубокие знания. Он собирает все силы своего разума в один фокус, а затем 
направляет их на исследуемый материал и раскрывает его тайны.
  Хорошей концентрации добьется тот, кто умеет погружаться в себя (отвлекать 
органы чувств от ощущаемых объектов). По духовному пути идут шаг за шагом, 
ступень за ступенью. Для начала заложите фундамент: освойте правильное 
поведение, правильные позы тела, правильное дыхание и отвлечение от внешнего 
мира. Только тогда можно будет возвести надстройку — концентрацию и медитацию.
  Нужно уметь очень ясно представлять себе объект концентрации даже в его 
отсутствие, научиться немедленно вызывать в памяти мысленный образ этого 
объекта. Если вы умеете концентрироваться, это удастся без труда.
  На начальном этапе занятий можно концентрироваться на тиканье часов, пламени 
свечи или на каком-либо другом приятном разуму объекте. Это конкретная 
концентрация. Без объекта сосредоточения концентрация невозможна. В начале 
практики разум можно направлять на любой объект, который ему нравится. На 
первых порах очень трудно концентрироваться на том, к чему разум испытывает 
неприязнь. Те, кто занимаются сосредоточением, быстро развиваются. Они способны 
исполнять любую работу очень качественно, с тщательностью ученого. Если человек 
умеет сосредоточиваться, он за полчаса сделает то, на что остальным потребуется 
шесть часов. За полчаса он прочитает столько, сколько другие за несколько часов.
 Концентрация очищает и успокаивает порывы чувств, укрепляет мышление, 
проясняет мысли. Кроме того, она помогает человеку и в материальном развитии, 
повышает производительность его труда. Туманное и неясное становится четким и 
определенным, трудное — легким, а сложное, озадачивающее и запутанное — простым 
для понимания. Благодаря концентрации можно достичь чего угодно. Для человека, 
регулярно занимающегося концентрацией, нет ничего невозможного. Трудно 
сосредоточиться, когда голоден или страдаешь обострением болезни. Тот, кто 
занимается концентрацией, обладает хорошим здоровьем и острым умом.
  Медитация — единственный царский путь к спасению, мокше. Медитация убивает 
любую боль, страдания и три вида тапа (лихорадок) и пять видов клеша 
(страданий). Медитация приносит восприятие единства, вызывает чувство единения. 
Медитация — это самолет, помогающий ученику подняться ввысь и парить в царствах 
вечного блаженства и мира. Это таинственная лестница между землей и небесами, 
ведущая ученика в бессмертную обитель Брахмана.
  Медитация — это непрерывный поток единственной мысли о Боге, или Атмане, 
напоминающий тайла-дхарават, плавное течение масла из одного сосуда в другой. 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 106
 <<-