|
о вполне может быть так, если вы об этом подумаете. Такая мысль нисколько
их не умаляет, поскольку есть лишь одно Существование, вечный источник того,
что является уже отдельным — будь это Ишвара во вселенной, или копия вселенной
в человеке. Есть лишь Единое без иного; и нет жизни, кроме его жизни, иной
независимости и иного самосущего бытия. В нём корень людей и богов, и в его
вечной жизни их вечное существование. Есть разные стадии проявления, но во всех
их — Единое Я, Единое, живущее во всём, и если Я в человеке — «нерождённое,
постоянное, вечное, древнее», каковым оно и является, то это потому что Я в
человеке едино с Самосущим Единым, и сам Ишвара — просто самое могущественное
проявление этого Единого, которое не знает иного возле себя. Как сказал один
английский поэт, «он ближе, чем дыхание, чем руки и ноги».
__________
* Бхагавад-гита, VI. 5.
** Йога Васиштха, часть II, глава II, шлоки 14, 15, 16.
Это Я присутствует в вас и во мне в той же мере, как и в Ишваре, и всякое
проявленное существование — лишь луч этого вечного, неизменного, неугасающего
Единого. Верно то, чему учит «Йога Васиштха», верно, что даже величайший, перед
кем мы почтительно склоняемся, в прошлые эпохи прошёл весь человеческий путь,
чтобы стать единым с Высшим, а оттуда являться миру в виде Бога.
Но мы обнаруживаем, что выделяют разных аватар, и различие между ними вполне
реальное. Мы читаем о пурнааватаре, то есть аватаре полном, совершенном. Что же
значит слово «полный» применительно к аватаре? Как мы знаем, именем этим особо
отмечен Шри Кришна. На самом деле слово «пурна» неприменимо к беспредельному,
бесконечному, которое нельзя показать в какой-либо форме — глаз никогда не
увидит его, и лишь сам дух может познать Единое. Подразумевается же здесь то,
что не имеющее формы проявляется настолько, насколько это возможно в пределах
формы, чтобы помочь миру. Возможно, это поможет вам уяснить разницу. Когда
проявляется пурнааватара, он в любой момент времени, по своей воле, йогой или
иным способом, может превзойти любое ограничение формы, с которой он
добровольно связывает себя, и воссиять как Владыка Вселенной, в котором вся она
и содержится. Подумайте ещё раз о Шри Кришне, который так много учит нас об
этом. Обратитесь к великому хранилищу духовной мудрости, Махабхарате, к
Ашвамадха Парве, которая содержит Анугиту, и вы увидите, как после великой
битвы Арджуна, подзабыв учение, данное ему на Курукшетре, попросил своего
учителя изложить его ещё раз. И Шри Кришна, порицая его за непостоянство ума и
выражая недовольство, что такое знание по ветрености было забыто, изрёк
следующие примечательные слова: «Невозможно изложить это полностью и точно так
же. Я говорил с тобой о Высшем Брахмане, сосредоточившись на йоге». Затем он
передал сущность этого учения, но не в столь возвышенной форме, как это сделано
в Бхагавад-гите. Это один из примеров, показывающих, что же такое пурнааватара
— в состоянии йоги, в которое он погружается по своей воле, он знает себя, как
владыку всего, то Высшее, на котором построена вселенная. Более того, по
меньшей мере три раза — я не уверена, поскольку не знаю, были ли ещё такие
случаи — за эту жизнь Шри Кришна демонстрирует себя как Ишвара, Всевышний. Один
раз это было при дворе Дхритараштры, когда просто безумно глупый Дурйодхана
говорил о заключении в тюремные стены Владыки Вселенной, которого и вселенная
не могла ограничить. И чтобы показать дичайшую глупость надменного царевича,
перед глазами всех он воссиял как Владыка всего, наполняя своей славой землю и
небо, и можно было видеть все формы — божественные, сверхчеловеческие,
человеческие и дочеловеческие — собранными вокруг него — той жизни, из которой
они изошли. Затем на Курукшетре он дал Арджуне, своему любимому ученику,
божественное зрение, чтобы он мог увидеть его в форме Вишну, высшего хранителя
вселенной. А позже, возвращаясь в Двараку, он встретил Утанку, и этот мудрец,
после возникшего между ними непонимания, решил проклясть Господа. Чтобы спасти
его от совершения такой глупости, как проклятие в адрес Всевышнего, которое
подобно маленькому камешку, брошенному ребёнком в скалу, стоящую с незапамятных
времён, Кришна воссиял перед глазами того, кто был в действительности его
бхактой, показав ему великую вайшнава-форму. Что же показывают эти проявления?
То, что по своей воле он может показать себя владыкой всего, отбросив
ограничения человеческой формы, в которой живут люди. Отбросив видимость,
знакомую окружающим, он мог открыться в качестве могущественного Ишвары,
являющегося жизнью всего. Это признак пурнааватары — ему всегда доступна
способность по своей воле являть себя в виде Ишвары.
Но почему — может возникнуть у вас вопрос — не все аватары таковы, если все они
действительно аватары Всевышнего Господа? Ответ в том, что по своей собственной
воле, силой своей майи, он скрывает себя пределах, которые служат созданиям, на
помощь которым он пришёл. И насколько отличается этот Могущественный от меня и
от вас! Когда мы говорим с кем-нибудь, знающим немножко меньше, чем мы, чтобы
показать наше знание, мы излагаем всё, что нам известно, дабы изумить и удивить
его — ведь мы так малы, что боимся, что нашу величину и не признают, если мы не
увеличимся настолько, насколько можем, дабы поразить, а то и испугать. Но когда
приходит воистину великий, тот, кто могущественнее всего им созданного, он
уменьшает себя, чтобы помочь тем, кого он любит. И знаете ли вы, братья мои,
что лишь в той мере, в какой входит в нас его дух, мы можем быть малыми
помощниками во вселенной, единой жизнью которой он является? И пока во всех
наших делах и речах мы не поместим себя внутрь того, кому хотим помочь, а не
вовне его, не станем чувствовать, как чувствует он, думать, как думает он, и
даже на время знать, как знает он, со всеми его ограничениями, хотя бы мы и
обладали знаниями за их пределами, мы не сможем помочь по-настоящему. Вот
условие всякой истинной помощи, которую человек оказывает человеку, точно так
же как это и единственное условие помощи, оказываемой человеку самим Богом.
Таким образ
|
|